Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань - Новостиhttp://lib2.syzran.ru/index.php?go=News&in=view&id=1204 |
Распечатать |
По сложившейся традиции экспозиция
под одним названием разместилась одновременно на двух площадках – в библиотеке
и в галерее «Наследие» Александра Макарова. И в каждом выставочном зале
прослеживается творческий путь художника от его детских работ до самых
последних. Но и этими полотнами отнюдь не исчерпывается художественное наследие
Виктора Тайдакова! Его картины, этюды, рисунки имеются во многих музейных и
частных коллекциях. И, конечно же, бережно хранятся в семейном фонде.
Церемония открытия вылились в задушевную встречу друзей, коллег по цеху, почитателей таланта мастера. Многие говорили о том, что Виктор Илларионович был необыкновенно добрым, домашним человеком. Где бы он ни появлялся, создавал вокруг себя атмосферу уюта и тепла. Его вид с бородкой и сладости, которыми он непременно угощал собеседников, напоминали образ деда Мороза: щедрого, немного загадочного, со смешинкой в глазах. Именно Виктор Тайдаков ратовал за сплочение художественного сообщества города. Вместе с Александром Макаровым они создали студию «Творчество». А уже после кончины Виктора Илларионовича была воплощена его мечта – был учрежден Союз художников Сызрани.
У Тайдакова многому можно было поучиться. И прежде всего неспешности, созерцательности, глубине восприятия окружающего мира. Младший брат Юрий Илларионович делится своими воспоминаниями:
- Ехали мы как-то с Виктором на машине из Самары. И после плотины ГЭС он восклицает: «Останови!». Думаю, может, плохо ему стало? Укачало… А он вышел и минут 15 неподвижно вглядывался в состояние атмосферы. После грозы хмарь уступала место просветлению. И он впитывал в себя это состояние природы. Через несколько дней появилась живописная картина «Жигулевский заповедник».
Как настоящий профессионал, окончивший изостудию Дворца пионеров (его учителем здесь был Александр Иванович Гурюшкин) и Пензенское художественное училище им. К. Савицкого, Виктор Тайдаков проявил себя в разных техниках, жанрах. В том числе участвовал в коллективной работе по подготовке мозаичного полотна на фасаде Дворца пионеров (ул. Ульяновская, 145). Но большинство искусствоведов, художников и поклонников отмечают его непревзойденные акварели. За кажущейся легкостью скрывается мастерство, тонкая душевная организация личности, интуиция. Объединенные в одном человеке все эти качества рождают шедевры.
Часть экспозиции включает алтайскую серию работ, написанную им в 70-е годы, сразу же по окончании училища. Тогда его распределили в город Зыряновск (Восточный Казахстан). Как отмечает художник и искусствовед Нина Белякова, начальный период его творчества отличает обобщенная манера письма. Позднее у него появляется детализация, дотошная разработка темы. По мнению Н. Беляковой, Виктор Илларионович был также и мастером композиции. При этом выбирал нетривиальные ракурсы. Например, изображал сюжет с верхней точки, будто он парил над пространством.
Наталья Зоткина, председатель городского Общества Рерихов, поделилась воспоминаниями о совместной работе с Тайдаковым при организации двух его выставок. Несмотря на кажущуюся мягкость, в принципиальных вопросах мастер проявлял твердость, доказывал верность своих суждений.
Общественный деятель Татьяна Дегтяренко, знавшая художника с его юных лет, рассказала о том, что горком комсомола помог организовать во Дворце пионеров первую публичную выставку Виктора, когда тот был еще 19-летним студентом.
На встрече много говорили о семье Виктора и Юрия Тайдаковых, их родителях – замечательных педагогах, многие десятилетия своего труда, посвятившие воспитанию подрастающего поколения. Но что немаловажно, и своих собственных сыновей они вырастили достойнейшими гражданами своей страны.
Виктор Тайдаков самозабвенно любил Сызранский край, отражал его в работах до последнего своего дыхания… Коллегам-художникам он оставил завет: «Любите Душой, пишите Душой, и тогда найдется сопереживающая Вам через картину, этюд, рисунок Душа зрителя, и от этого сопереживания Вы станете мудрее, богаче, добрее».