Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань - Новостиhttp://lib2.syzran.ru/index.php?go=News&in=view&id=500 |
Распечатать |
И Сызрань – не исключение. У нас проживает 15872 тысячи таких граждан. Поэтому тема методсеминара «Чтобы мир не казался чужим: организация безбарьерной среды в библиотеке», прошедшего на днях в ЦБ им. Е. И. Аркадьева, звучала весьма актуально.
Вначале о состоянии, проблемах и перспективах в организации безбарьерной среды для пользователей библиотек ЦБС сделала сообщение Елена Уварова – заместитель директора по АХЧ. Она отметила, что выделяется 6 основных функциональных зон, которые подлежат адаптации для инвалидов. Это и территория, прилегающая к зданию, и входная группа, и санитарно-гигиенические помещения, средства информации и т.п. Поскольку библиотеки города располагаются в основном в старых зданиях, то постепенно создается в них безбарьерная среда – устанавливаются пандусы, которые покрываются противоскользящим покрытием, металлические ограждения с поручнями, расширяются дверные проемы, оборудуется кнопка вызова персонала, проводятся другие обязательные мероприятия.
О тенденциях в деятельности муниципальных библиотек РФ по обслуживанию пользователей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проинформировала методист ЦБС Галина Щукина. В частности, Галина Альбертовна рассказала о позитивном опыте коллег из областной юношеской библиотеки, на базе которой проводится международный фестиваль творчества молодых людей с ОВЗ «Мы талантливы». Здесь же организован единственный в России Клуб добровольцев для инвалидов. В тольяттинской библиотечной корпорации нашли такую форму работы, как библиотерапию – лечение книгой. В Нижнетагильской библиотеке реализован проект «Пластилиновое чудо», способствующий социализации детей-инвалидов через освоение ими техники пластилиновой живописи. И подобных примеров – несть числа!
Большой интерес у участников семинара вызвало выступление Ирины Запольновой – заведующей библиотекой для слепых нашего города. Ирина Евгеньевна сделала акцент на взаимодействии этого учреждения с обычными. Добрые отношения сложились с библиотеками №№ 11, 13, 16, 18, центральными – детской и им. Е. И. Аркадьева. Партнерство с публичными библиотеками способствует двустороннему процессу реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в социум. А у общества формируется правильное представление о незрячих людях, доброжелательное отношение к ним. Библиотека для слепых совместно с филиалами проводит такие акции, как: «Библионочь», «Читаем детям о войне», «Понять, Помочь, Дружить!» (последнее – в рамках месячника «Белая трость») и множество других. Постоянно организуются вечера, праздники, в которых участвуют и зрячие и слепые. А в городских и областных конкурсах чтецов люди с ОВЗ, как правило, занимают призовые места.
Затем Ирина Запольнова представила своих подопечных из числа читательского актива. Юная Катя Юдаева продемонстрировала свое виртуозное умение письма с помощью азбуки Брайля, вызвав восхищение аудитории. А умудренная жизненным опытом Галина Петровна Копылкова выразила слова огромной благодарности библиотекарям за их подвижнический труд и призвала их еще активнее вовлекать в орбиту своей многоплановой деятельности людей с инвалидностью, которые всегда стремятся к новым знаниям и общению.
Как раз своим опытом о проведении мероприятий с участием таких горожан далее поделились заведующие филиалами № 11 - Татьяна Никитина, № 16 - Любовь Богданова и ведущий библиотекарь ЦДБ им. А. П. Гайдара Светлана Старочкина. К примеру, 16-й филиал подружился с 56-м коррекционным детским садиком, центром «Искра», где есть ребятишки с нарушением слуха, зрения, речи. И все они получают новый позитивный опыт и разносторонние знания на библиотечных мероприятиях.
11-й филиал выстраивает интересную работу с общественной организацией «Виктория». А Центральная детская библиотека осуществляет тесное сотрудничество с отделением надомного обучения школы-интерната № 2, с садиком при школе № 7, где имеется группа для слабовидящих детей, а также с местным отделением Всероссийского общества слепых.
При подведении итогов методсеминара его участники признали большую полезность и значимость полученной информации. Теперь каждая библиотека-филиал задумается о том, как привлечь в учреждение особенных людей.