В
ЗОЛ «Салют», небольшом уютном лагере, гостей встретила лично директор Елена
Сладкова. Руководитель моментально создала условия для организации библиотечных
мероприятий. Ребята из старших отрядов собрались в универсальном зале, где
имеется мультимедийное оборудование. Слушатели удобно расселись вокруг ведущего
и погрузились в давно минувшие века. В рамках лектория «Дерзайте Отчизну
мужеством прославить!» школяры познакомились с выдающейся личностью.
Библиотекарь Надежда Филенкова в 40-минутное мероприятие включила столько
занимательной информации, которая постоянно перемежалась кадрами из художественного
фильма «Михайло Ломоносов» и нескольких документальных
о великом ученом и просветителе, что даже самые непоседливые ребята притихли и
впитывали в себя новые знания.
Надежда
Ивановна предложила слушателям:
-
Давайте вспомним, как Пушкин отзывался об этой уникальной личности: «Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою понятия, Ломоносов
обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минеролог,
художник и стихотворец, он все испытал и все проник…»
Будучи
мальцом, сын помора-рыбака перечитал все доступные ему книги. А качества его
натуры – неустрашимость, выносливость, находчивость, уверенность в себе, наблюдательность – сформировались под
влиянием сурового северного климата и непокорного ледяного моря.
Учился
Михайло в единственном тогда высшем учебном заведении страны – в
Славяно-греко-латинской академии, куда принимали только отпрысков дворян. Но
ему удалось преодолеть этот барьер, как и многие другие!.. Затем последовал
Марбургский университет в Германии. И, получив подъемные для этой поездки, большую
их часть потратил на книги.
Михаил
Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором и впервые прочитал лекцию
на родном языке в Петербургской академии наук. До него здесь выступали только
иностранцы! Не уставая, он доказывал, что науки нужны и полезны. Энциклопедизм
его знаний поражает воображение современного человека, предпочитающего
специфичность вместо многосторонности. Ломоносов сам выдувал колбы и шлифовал
оптическое стекло. А для мозаики изготавливал такие цвета, что нынешние ученые
и сегодня не могут их воссоздать! Он открыл атмосферу у Венеры и природу
северного сияния, разработал корпускулярно-кинетическую теорию, ввел разделы
наук «экономическая география», «физическая химия». Основал Московский
университет. Наконец, заложил основы русского литературного языка и обогатил
его множеством новых слов и терминов: атмосфера, горизонт, материя, полюс,
радиус… А прожил-то всего 53 года…
Надежда
Филенкова закончила встречу с отдыхающими подростками словами:
-
Михаил Ломоносов – это пример для каждого российского студента и школьника. Он
показал, как можно построить жизнь, имея нулевые стартовые возможности. И вы
тоже можете прославить Россию добрыми делами и научными достижениями. Все в
ваших руках!
А
на другой площадке с младшими школьниками работала библиотекарь Нина Звездина. Здесь
было весело и шумно! Начали с разминки «Веселые мартышки». Затем выявляли
лучших знатоков истории в ходе викторины «Автостопом по векам». В игре «Фанты»
ребятишки демонстрировали свои творческие способности. Одним выпало написать
свой автопортрет на воздушном шарике. Другим инсценировать сказку. Третьим
показать пантомиму. Сорок минут игровой программы пролетели вмиг!
И
взрослые, и дети искренне благодарили библиотекарей за познавательное и
творческое общение и приглашали еще много раз приезжать в лагеря.
15 июля 2024, 16.47