Вслед за Лермонтовским праздником в октябре
последовал вечер, посвященный 90-летию со дня рождения любимого режиссера
многих поколений Эльдара Рязанова. Это аншлаговое событие состоялось в
прошедшую субботу в большом зале ЦБ.
Заведующая сектором искусств
библиотеки Галина Качанина рассказывала о фактах биографии мастера, его
интересном творческом пути, богатой фильмографии. А коллективы и артисты ГДК
сопровождали это повествование музыкальными произведениями из его картин. И
весь вечер благодарные зрители с удовольствием всматривались в до боли
знакомые, но такие родные и никогда не надоедающие кадры из любимых лент
выдающегося режиссера.
Эльдар Александрович – наш земляк.
Он появился на свет в Самаре, куда его мама приехала к сестрам, чтобы родить
своего первенца в окружении близких людей. Когда малютке исполнился месяц, они
уже вдвоем вернулись в Москву. В годы военной эвакуации теперь уже Куйбышев
вновь приютил семью. И здесь подросток приобщился к искусству Мельпомены. Он часто
ходил в Большой, расположившийся тогда в помещении местного театра оперы и
балета.
А затем вновь Москва и мечты о морской
профессии, что стало следствием его любви к литературному герою Джека Лондона
Мартину Идену. Собственно хотел-то Эльдар стать писателем. А для этого надо
было набраться жизненных впечатлений. А где это лучше сделать, как не в
плаваньях?! Однако его заявление в Одесскую мореходку где-то затерялось среди
миллионов других почтовых отправлений (шел 1944 год), и чтобы не терять год
юноша поступил… во ВГИК. Его педагогами стали настоящие мэтры кино Григорий
Козинцев и Сергей Эйзенштейн. Окончил Рязанов институт кинематографии с красным
дипломом. И первая же картина молодого режиссера «Карнавальная ночь»,
показанная 29 декабря 1956 года, которую худсовет счел «серой, скучной,
бездарной и безнадежной», была с восторгом встречена публикой. А неизвестная до
этого молодая исполнительница главной роли Людмила Гурченко в одночасье стала
не простой звездой, а получила счастливую путевку в профессию на всю оставшуюся
жизнь. И без незатейливой «Песенки о хорошем настроении», впервые прозвучавшей
в том фильме, не обходится ни один новогодний праздник до сих пор!
И что интересно: сам Эльдар
Александрович говорил о себе как о человеке,
которому «медведь на ухо наступил», но он считал музыку самым главным,
самым исповедальным искусством. Он тонко чувствовал ее и был ее нежным
поклонником. И потому жанр киномюзикла становится его излюбленным.
Режиссер снимает следующий фильм,
ставший советской кинематографической
классикой, - «Гусарская баллада». В литературную основу легла пьеса
Александра Гладкова «Давным-давно». А музыкальной темой кинокартины является оптимистичный,
яркий, эмоциональный гусарский марш, написанный композитором Тихоном Хренниковым.
И вновь Рязанов открывает дорогу молодому дарованию – студентке 2-го курса
ГИТИСа Ларисе Голубкиной, исполнившей главную роль.
Многие годы творческой дружбы
связывали Эльдара Рязанова с композитором Андреем Петровым – вместе они сняли
15 картин. В этом ряду многие шедевры. Например, «Жестокий романс», начиненный
великолепными романсами. Один из них – на стихи самого режиссера, в чем он
признался позже. В «Служебном романе» тоже звучит песня «У природы нет плохой
погоды», написанная на его стихи. Потребность поэтического самовыражения была
продиктована, по словам самого Эльдара Александровича, мучительным желанием
«высказаться о личном…, стремлением поделиться чем-то заветным, жаждой
исповеди…» Может быть, именно эта искренность, обнаженность чувств, настоящие,
а не мнимые ценности, о которых Рязанов рассказывает художественным языком
искусства, притягивают как магнитом к его фильмам. И мы можем, не отрываясь,
смотреть их с любого эпизода, хотя наизусть знаем все диалоги и коллизии.
Таков и культовый фильм «Ирония
судьбы, или С легким паром!» Музыку к этой картине сочинил гениальный Микаэл
Таривердиев. Недавно я смотрела по телеканалу «Культура» передачу «Агора»,
посвященную такому феномену как «интеллигенция». И одна из участниц заметила,
что вот Женя Лукашин и Надя Шевелева – главные герои этой ленты (несмотря на
все «зигзаги» врача-хирурга в новогоднюю ночь) – являются интеллигентами, а вот
невеста Лукашина Галя, дожидавшаяся его в Москве, к таковым не относится. И мы
соглашаемся с такой трактовкой, даже не углубляясь в анализ. Потому что язык
образов красноречив и понятен порой более, чем слова…
Конечно же, такую душевную,
сердечную атмосферу Рязановского вечера создавали все его участники,
исполнявшие музыку, песни и романсы из кинофильмов. Это артисты ГДК Елена
Андреенкова, Галина Фирсова, Сергей Иванченко, вокальный ансамбль «Нежность»,
муниципальный ансамбль русской музыки «Сызрань-город» (концертмейстер
инструментальной группы Дмитрий Люлюмов), муниципальный камерный оркестр
(руководитель Татьяна Лисичкина).
Зрители покидали уютный зал
библиотеки просветленные от встречи с настоящим искусством и с чувством легкой
грусти от того, что современный кинематограф, к сожалению, не показывает нам
шедевров, заставляющих трепетать душу…
А в новом году в
«Музыкальной гостиной» ЦБ им. Е. И. Аркадьева зрителей ждут будущие
незабываемые встречи с прекрасным.