В
нашем городе он провел учебный год: 1897-1898. Именно сюда Александра Бостром
привезла сына Алешу для сдачи экзаменов в местном Реальном училище, ведь в
Самаре он не смог поступить в аналогичное учебное заведение по причине слабости
полученного домашнего образования. В Сызрани же его настигла удача. И 10
месяцев, проведенных в старинном провинциальном волжском городе, оставили
большой след в формирующейся личности подростка.
Об этом шла речь на юбилейном вечере
в честь знаменитого земляка в Центральной библиотеке им. Е.И. Аркадьева. А
поскольку наш театр носит имя этого большого русского советского писателя, то и
артисты Сызранской драмы не могли остаться в стороне от этого события.
Но вначале повествование повела
заведующая отделом обслуживания читателей Галина Романова. С большим вниманием
слушали ее рассказ учащиеся школы № 14, политехнического и медико-гуманитарного
колледжей, члены любительских объединений при библиотеке о развевающейся драме
в отношениях между молодыми супругами – Александрой Леонтьевной (в девичестве
Тургеневой) и Николаем Александровичем Толстым – крупным самарским
землевладельцем. Умная, красивая, деятельная молодая женщина с явным
литературным талантом не находила понимания со стороны мужа, отличавшегося
крутым нравом. Отношения их окончательно разладились. И тут на пути несчастной
женщины повстречался Алексей Аполлонович Бостром – земский деятель, человек,
живо интересующийся искусством – словом, прогрессивный, тонкий, думающий. С
ним-то – любимым человеком, несмотря на
обструкцию всего света, включая родных Александры Леонтьевны, она связывает всю
свою жизнь. А тот заботится об Алеше, которого воспитывал с 10-месячного
возраста, как о своем ребенке. Этот душещипательный рассказ дополняется
фрагментом фильма самарских документалистов студии «Русь-ТВ».
Глубоко затронула участников вечера
переписка членов семьи во время сызранского периода Александры Леонтьевны и ее
сына, в которой читаются добрые искренние чувства, трепетная забота друг о
друге. А сызранцы воочию представляют уголки города, которые то и дело
встречаются на страницах писем. И мы не можем отказать себе в удовольствии
привести здесь несколько цитат. Их зачитала заслуженная артистка Самарской
области, актриса Сызранского драматического театра им. А. Толстого» Нина
Барковская.
Александра Леонтьевна – мужу: «Вот
мы и в Сызрани! Ехала я сюда с таким чувством, будто меня послали в ссылку, а
теперь огляделась, устроилась – ничего. Город – ничего себе, бойкий, торговый,
все достать можно. Колбасная отличная (их несколько, но одна хороша). Даже
аптекарский магазин есть, а это уже просвещение».
Алеша – отчиму: «Дорогой папочка,
ученье мое идет хорошо. Мальчики в нашем классе все хорошие, не то что в
Самаре. Подбор учителей очень хороший, большей частью все добрые, и ученики их
слушаются. Вообще это училище куда лучше Самарского».
Александра Леонтьевна – мужу: «Вчера
ходила в библиотеку, подписалась. Хотела взять «Социологию» Спенсера – нет.
Читают все больше журналы. Взяла в руки «Самарскую газету» посмотреть, ан там
мой рассказ, должно быть, разбили на три раза. Дружочек, собери эти номера и
спрячь ко мне в бюро».
Александра Леонтьевна – мужу: «Сейчас,
проводивши Лелю в училище, ходила смотрела Большую улицу. Отыскала общественный
сад с прекрасным видом на речку Сызрань, заливные луга, горы (по всей видимости, Монгора – прим. автора),
Заречье. Буду ходить туда гулять, там воздух прекрасный, нет пыли. Леля сегодня
в училище сидел без обеда, главное за то, что забыл классную тетрадь для
записывания уроков. Потом еще за то, что не послушал классного надзирателя и не
застегнул шинели на улице и шел нараспашку».
Алеша – отчиму: «Мы устроили
прогулку, наш и первый класс. Ходили за город, переходили бегом овраги, ужасно
весело. Потом были в театре (из письма
Александры Леонтьевны ясно, что приезжала малороссийская труппа – прим. автора),
ничего, посмеялись, а пьеса глупая-преглупая. Ходили маршем всем училищем в
собор, оттуда под духовую музыку кавалеристов шли уже врассыпную».
Алеша – отчиму: «Эркмана я не читаю,
потому что связался с «Анной Карениной». Теперь мы дружим опять с Сафотеровым.
У нас на улицах разливанное море. Овражки полны. Мы хотели с Сафотеровым на
страстную неделю сходить в Кашпир, в горы, да какое тут!..»
После окончания 4-го класса Алексея
удалось перевести в 5-й класс Самарского реального училища, и летом 1898 года мать
с сыном покидают Сызрань. В сызранский период будущий писатель активно
развивался, социализировался, проходил свои «университеты». Именно в здешней
библиотеке он пристрастился к чтению. В формировании литературных вкусов и
наклонностей своего сына Александра Леонтьевна принимала самое деятельное и
горячее участие. Их связь была очень доброй и сердечной. Позднее Алексей
Николаевич писал о своей матери: «Я не знаю до сих пор женщины более
возвышенной, чистой, прекрасной…» Она верила в литературное дарование сына и
пророчески говорила: «Его творчество будет сильнее моего и мне со временем
придется перед ним преклоняться». Увы, в зените славы ей не суждено было
увидеть своего сына. Александра Леонтьевна умерла, когда Алексею было всего 23
года.
Захватила зрителей и сцена из
спектакля «Касатка», в которой были задействованы заслуженная артистка России
Татьяна Дымова, заслуженная артистка Самарской области Нина Барковская, артист
Владимир Калялин, поставленного по пьесе Алексея Толстого, написанной всего за
две недели и до сих востребованной театрами страны. Когда-то в ней играл и сам
драматург. Лиричности добавила и Мария Зинова, исполнив красивые старинные
романсы.
По окончании действия зрители
попросили рассказать о последующих этапах жизни и творчества большого писателя.
Но это уже другая история…
19 января 2017 года, 11:11
|