Причем, такую тематическую экспозицию сызранский
зритель еще не видел. И, как подчеркивали участники церемонии, каждая выставка
в главной библиотеке города отличается своеобразием, продуманностью, гармонией,
разнообразием творческой палитры.
Идею
подал галерист Александр Макаров и передал в экспозицию порядка трех десятков
произведений из своей коллекции. Причем здесь представлены не только
сызранские авторы. Имеются работы пермского художника Анатолия Немирова,
написанные им в 50-е годы XX
века (портреты его кисти, а также образ самого художника, запечатленный его
коллегой Анатолием Тумбасовым). В духе соцреализма 70-х годов изображены
«Девушки с Фософрита» ленинградским автором Т. Карамышевой. Обращает на себя
внимание автопортрет чебоксарского мастера Александра Федосеева. Причем его
коллеги по цеху были раздосадованы тем, что эта замечательная работа ушла в
Сызрань – к Александру Макарову. Настолько хорошо полотно! Уже незадолго до
кончины самарский художник Анатолий Острецов тоже подарил Александру
Михайловичу несколько своих вещей, включая портреты. Так что произведения этих
авторов украшают открывшуюся выставку в библиотеке.
Кроме
того, из Самары были привезены замечательные работы и других мастеров сложного
художественного жанра, уже знакомые по предыдущим выставкам – Натальи Шепелевой,
Николая Лашука, Евгения Штырова, Владимира Башкирова и других. Предложили свои
работы и тольяттинцы – Денис Елисеенко, Юлия Маслова, Игорь Панов и др.
Ну
а на открытии экспозиции был весь цвет сызранских художников. Выступая перед
посетителями, Александр Макаров отметил, что корни русских портретистов уходят
к так называемым «богомазам» - иконописцам. Следующий этап в развитии жанра
сделали «маляры» - это крепостные мастера, писавшие своих хозяев, их родных и
близких. И в каждую эпоху новое поколение привносило в портрет свои
художественные особенности и средства выразительности.
Депутат
местной Думы Александр Лексин, как всегда, высказался в стихотворной форме.
Потому что настоящее искусство адекватно можно описать, по его мнению, только языком
поэзии.
И
совершенно неслучайно художник Алексей Дунин, являющийся учителем для многих
сегодняшних авторов (он преподавал в художественной студии во Дворце пионеров),
пишет стихи и печатается в литературно-художественном альманахе «Сызранская
излучина». А с его прекрасными портретами, включая два автопортрета, можно
познакомиться на выставке в ЦБ.
Светлана
Егольникова, чьи многочисленные работы на выставке привлекли внимание многих
зрителей, привела мнения знаменитого Матисса, который еще в начале XX века сетовал на то, что хорошая
фотография теснит портрет. Но вскоре он опроверг сам себя. Ведь художник, по
сути, создает вторую реальность, он не только отражает действительность, но и
включает воображение, играет цветом, тенью, яркостью. И получается
художественный образ!
Другой
художник – Наталья Пушкова – назвала экспозицию «гроздью самоцветов». Это
действительно так. Ведь каждое произведение отображает разнообразные душевные
состояния – через свет, мазок, вибрации, фактуру на холсте. Представленный в
таком обилии портрет вызывает просто ошеломительное впечатление у зрителей!
Наталья
Зоткина – руководитель городского Общества Рерихов – обратила внимание
собравшихся на то, что рисунок и живопись – это вторая грамотность. И сызранцы
в последнее время ее активно осваивают. И что интересно: для постижения той или
иной эпохи исследователи обращаются не только к текстам, но еще и к портретам,
выступающим историческими
свидетельствами тех или иных времен.
Свое
восхищение выставкой один за другим выражали и художники, и литераторы, и
читатели. Все отдали должное организаторам – коллективу библиотеки (директор
Ирина Королева), местному союзу художников (Вера Евсеева), галеристу Александру
Макарову.
А
пожелание было одно: чтобы как можно больше сызранцев и гостей города посмотрели
на это чудо!
|