Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань - Статьи

http://lib2.syzran.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=153
Распечатать




«Имя этой теме: любовь!»

19 июля 1893 года в Багдади родился Владимир Маяковский. Вряд ли кто-то оспорит его место в мировой поэзии. Вряд ли кто-то скажет: «Мало о нем написано, мало!» Но есть в этом стройном парадном ряду одна книга, которая выделяется. Очень выделяется, хотя мало приметна, хотя больше, чем какая другая - именно о Маяковском. О живом Маяковском. Не о любящем. О любимом.

Сборник воспоминаний женщин, когда-то бывших частью жизни великого поэта (с юных дославных его времен), любивших его, даже когда Маяковский их оставлял, одну за другой. Это очень искренние строки, иногда до беззащитности. Абсолютно не выспренние (Софья Шамардина, Наталья Брюханенко), вызывающие и снисходительную улыбку к зависти и ревности на всю жизнь (Эльза Триоле) и грусть, сочувствие к непроходимости (Вероника Полонская). Они позволяют увидеть за гигантским образом «агитатора, горлана, главаря» маленького человека, который мучил других, мучился сам… А меня, уже в который раз при чтении биографий гениев и русских, и зарубежных, мучит вопрос: «За что же их так? Почему за гениальность – жестокая расплата? Ведь гений – не зло». То ли вопрос – риторический, то ли сформулирован неверно. Время покажет. А книгу воспоминаний рекомендую прочесть всем, даже тем, кто о Маяковском еще не слышал.

 

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е. И. Аркадьева


Фрэнк Герберт «Дюна»

Роман впервые издан в 1965 году – фантастическое количество лет тому назад для произведения, которое воспринимается современно. Действие в романе происходит двадцать тысяч лет спустя даты написания. Во время чтения романа меня не отпускало ощущение глубокой древности происходящего, а еще присутствовал постоянный скрининг: неосознанные поиски двойника – книги, в которой все это уже было описано когда-то.

Главный герой «Дюны» - юный Пол из Дома Атрейдес. Его отец – благородный герцог Лето – был послан Императором на планету Арракис (она же - Дюна) на смену хитрым, коварным представителям Дома Харконненов. Отец погиб. Пол был вынужден не только защитить мать и сестру, научиться выживать в суровых условиях. Он стал своим для свободных жителей чужой планеты, оседлал песчаного червя, победил врага и не утратил ни благородства, ни душевной чистоты Атрейдесов.

Планета Дюна – ключевая планета Империи. Только здесь есть пряность – меланж. Пряность «волшебная»: 1) позволяет без сложных технических приспособлений вести космические корабли через пространства и расстояния; 2) замедляет человеческое старение. Меланж «производят» песчаные черви – хищные обитатели планеты-пустыни. Этот факт станет ключевым в борьбе за власть между двумя Домами.

Главная ценность для обитателей планеты Дюна – вода. Ее не только берегут. Ее «добывают» из выделений живого человека, из тел умерших перед обрядом погребения.

Кроме борьбы за власть (интриги, предательства, убийства) между двумя Домами в романе присутствует линия мистически-лабораторная (Пол рожден в результате «особенного» эксперимента-пророчества и обладает способностями предвидения, предчувствия и т.п.). Расписана техника манипуляции общественным сознанием. И вообще… повествование очень объемное (во всех смыслах), многофигурное, иногда жестокое. Для меня жестокость началась в момент появления трубок. Прибыли прекрасные люди, с прекрасной планеты… и получили трубки. Прекрасные люди, по воле, по прихоти Императора выбранные на роль жертвы и посланные на Дюну. Вот один из уроков книги: надо уметь принимать судьбу, вернее, найти, воспитать в себе силы быть смелым, чтобы принять свою судьбу. И таких уроков в этом романе – море. Читатель уже выучивший эти уроки – может просто следить за приключениями и поворотами сюжета.

А я все-таки поняла про ощущение древности и книгу-двойника. Ответ прост: Древний Египет, Болеслав Прус «Фараон».

 

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е. И. Аркадьева

Артуро Перес-Реверте «Сид»


О национальном испанском герое Эль Сиде Кампеадоре – кастильском дворянине Родриго Диасе де Вивар – сложено много легенд, стихов, сказаний. «Последний рыцарь», олицетворение благородства и доблести родился в очень далеком 1040 году, а величие и слава его живы: Родриго Диас и вновь и вновь воспевается писателями, поэтами, драматургами, композиторами, мультипликаторами.

Нам известны: средневековый эпос «Песнь о моем Сиде», пьеса Гильена де Кастро, трагедия Корнеля «Сид», опера Массне, поэма Роберта Саути «Хроника Сида»…
В 2019 году мир познакомился с еще одной вариацией на тему испанского национального героя. Это был новый роман Артуро Перес-Реверте «Сид».
«Этот Сид – мой», - предваряет повествование автор, и читатель вправе рассчитывать на суровый, стройный, легкий слог повествования, динамичное переплетение приключений, драматических событий, нежной романтики, благородства подвига и чистоты. И читатель не будет обманут.
Со страхом перед масштабом явления (и фигуры Сида, и, пусть всего лишь фрагмента испанской средневековой истории), но движимая любовью к творчеству автора… я прочла. Читала в восхищении перед всем перечисленным в предложении выше. Рекомендую к прочтению. Почему?
В повествовании (это именно роман, а не документ) в выдержанных пропорциях смешаны и легенды, и быль, и правда и выдумка, а самое главное – с первых слов ощущается отношение автора к герою. И прочесть стоит из-за одного только этого – совместного переживания-проживания событий книги вместе с автором и главным героем.
Рассказ начинается с 1079-1080 года – времени изгнания Эль Сида из Кастилии. Эль Сид – главнокомандующий кастильской армией, настолько популярен в народе, что вызывает зависть самого кастильского короля Альфонсо. Сид – изгнан. И идет на службу к эмиру Сарагосы…

 Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е. И. Аркадьева


Саба Тахир «Уголек в пепле»


Героическая сказка о дружбе, любви и испытания судьбы. Действие происходит в Империи. Лайя - главная героиня - пытается спасти старшего брата. Для этого она совершает первый невозможный шаг – тайно пробирается в Военную академию. Следить за ее перемещениями-приключениями чрезвычайно интересно и увлекательно. Особенно с момента появления главного героя – лучшего солдата академии Элиаса. Как в сказке пути двух героев пересекаются, переплетаются, препятствия, возникающие на пути к цели, только сильнее притягивают их друг к другу. Империя – жестока. Судьбы влюбленных – нерасторжимы. Саба Тахир – замечательный рассказчик. «Уголек в пепле» - первый роман цикла. Приключения – начинаются и продолжаются.

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е.И. Аркадьева


Алексей Николаевич Толстой «Русский характер»



Рассказ – высшая форма литературного мастерства на мой читательский взгляд. Мастерства от слова талант, творчество, вернее – сотворчество. Именно рассказ, очерк «включает» читателя в сотворение истории, делает его «немного писателем». На небольшом по объему пространстве по желанию читателя, его собственными силами может возникнуть огромный роман. Почему? Потому что рассказ талантливого автора увлекает темой, с его героями не хочется расставаться… Даже если не начнешь сочинять «а дальше было так». Даже если спокойно закроешь книгу. Рассказ короток, а рождает много важных вопросов: о себе, о людях, о мире, о сложности и простоте. Что самое драгоценное – на заданные вопросы тут же и отвечает. Таков сборник рассказов, очерков, статей и писем Алексея Толстого «Русский характер». В него вошли пронзительные своей человечностью «Рассказы Ивана Сударева» - фронтовые солдатские истории. Сказочные и, одновременно, однозначно реальные. Достаточно прочесть рассказ «Русский характер», давший название всему сборнику. Русский красавец-богатырь танкист был спасен из пылающей боевой машины. Остался жив, но лицо обгорело до костей. Было сделано множество пластических операций. Медицинская сестра, поднесшая зеркальце танкисту тайком тихо вытирала слезы. Танкист взглянул на свое отражение и убрал зеркальце. Он вернулся на фронт. Все так же геройски сражался – богатырем русским быть не перестал. Было лишь одно но - его ждали с войны родители и невеста. «Приехать к ним уродом» он не мог. Что делать? Танкист приехал домой в предоставленный отпуск, но не признался, что это он – их сын и жених. Что же родители? Материнское сердце? Девичья верная любовь? Напомню – рассказ называется «Русский характер». Герои рассказа проявили именно его – русский характер – до сих пор не разгаданный, не сформулированный, по полочкам не разложенный. Не поддается.

Пишут, что во Франции раскупили книги Достоевского с целью наконец-то разгадать «русскую душу», « русский характер». Чтобы получить ответ на вопрос, вопрос надо задавать «правильному адресату». Достоевский тут не помощник. Пушкина надо читать. Толстого, вернее – всех трех Толстых. Бунина, Шолохова, Астафьева, Симонова, Твардовского… Много кто написал о русском характере. А это означает что? Это означает – русский характер не сказочная фигура речи, а самая реальная реальность. Однозначно.

 

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е. И. Аркадьева


Николай Ивеншев «Флексия»


Главной героине по факту рождения мало лет, а по внутреннему настроению и ощущению жизни – умудренные взрослые тысячелетия. Это не удивительно – приходится решать так много сложных вопросов: мама любит папу, но желает романтичного волнения и волшебного переживания новизны; папа любит маму и мучается от возникшей отчужденности, пишет стихи, чувствует себя виноватым и не знает, что делать; в школу пришел новый учитель – умный и симпатичный – и очаровал маму; уроки; дружба; любовь. Флексия учится в старших классах обычной школы. И она – обычная девочка-подросток. Только вот чувствует мир по-особенному ясно и остро. Флексия-рефлексия. Она учит папу, как сделать так, чтобы мама вернулась. Она вмешивается в отношения мамы и нового учителя, чтобы «разбить пару». Она верит в любовь и дружбу, но сомневается в том, что это не литературные понятия, а реальности жизни.
Николай Ивеншев – писатель, который пишет (в том числе) замечательные произведения для юных. Эти произведения стоит читать взрослым, а еще точнее – родителям. Потому что:
1) Николай Алексеевич – мудрый и талантливый родитель во всем: в детях, учениках, друзьях, поэзии и прозе;
2) формула: главные герои дети, значит книга для детей – затертый шаблон, давно устаревший;
3) напоминание взрослым о том, что, решая свои проблемы и исполняя свои желания, стоит помнить о чувствах своих детей.

 

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е.И. Аркадьева


Юрий Тынянов «Пушкин»

 Пушкин – наше все, наше солнце, наша великая тайна. Доказательства правдивости этих привычных утверждений – на каждом шагу. Хоть в быту, хоть в недоступных эмпиреях, хоть в литературе.

У Юрия Тынянова три романа: «Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля» и «Пушкин» (неоконченный). Читать их я собиралась именно в таком порядке, но Пушкин… Пушкин «победил» заданный порядок. И в силу моих личных симпатий. И (предположение) из-за того, что именно Пушкин сопровождал известного литературоведа, филолога, писателя всю его недолгую творческую жизнь.

В студенческие годы (1912-1919) Юрий Тынянов был участником Пушкинского научного общества (семинара С. А. Венгерова), а на выпуск историко-филологического факультета Петроградского университета сдал работу «Пушкин и Кюхельбекер» (1919 год, утрачена во время гражданской войны) и был «оставлен при университете».

В 1924 году Корней Иванович Чуковский «организовал» для Юрия Тынянова заказ – брошюру о лицейском товарище Пушкина Вильгельме Кюхельбекере. С этого «заказа» начался «профессиональный литературный путь» Тынянова, а брошюрка незаметно для автора «превратилась» в роман «Кюхля».

В художественном наследии Юрия Николаевича Тынянова есть рассказы и повести. Одна из них – «Подпоручик Киже» - наиболее известна в Сызрани: в экранизации повести звучит романс «Стонет сизый голубочек» на стихи Ивана Дмитриева. Иван Дмитриев – один из героев романа «Пушкин». Именно он вспоминает сызранских «устерсов» и «стерлядей» во время встречи с Пушкиными (они пришли просить протекции для записи юного Александра в лицей).

Незавершенный роман «Пушкин» задумывался совершенно не «Пушкиным». Это должно было быть подробное повествование о Ганнибалах. В этом романе Александр Сергеевич Пушкин появлялся бы лишь в одной главе, а состояла она из дат жизни и смерти поэта. Юрий Тынянов отказался от замысла и начал работу над «Пушкиным».

Это редкий роман-биография – в нем главный герой появляется очень далеко не в первой главе повествования. В первой части «Детство» очень подробно показана семья Пушкиных-Ганнибалов: отношения, обстоятельства бытия, исторические декорации… Читатель, такой же нетерпеливый как я, может начать задавать вопрос: «Где же Пушкин в романе «Пушкин»? Во второй части «Лицей»… мне тоже не хватило Пушкина, ибо сплошной лицей. Часть третья «Юность» только-только заводит рассказ о Пушкине и обрывается элегией «Погасло дневное светило»…

Уже после прочтения я узнала, что:

- по одной версии роман считается незавершенным (первые главы были напечатаны в 1935-1937 годах и Тынянова причислили в авторам, «работающим на юбилей», а он начал работу в 1932-м и писал роман до самой своей смерти в 1943-м);

- по другой версии Юрий Николаевич воплотил все свои задумки, наработки и знания эпохи и «просто не знал, что делать с героем дальше» - Тынянова настиг глубочайший творческий кризис;

- по третьей версии – роман лишь пролог к большому многотомному повествованию.

Для себя я выбрала третью версию. «Пушкин» - это классические триумфальные ворота в честь великого поэта. И хорошо, что не случился многотомник – жизнь гения пусть останется гению. Читать стоит не о нем, а его гениальные строки.

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания  ЦБ имени Е. И. Аркадьева


Мэтт Хейг «Полночная библиотека»

Тема библиотеки – это просто тренд современного романа. Куда не повернись, либо книжный магазин, либо библиотека. «Полночную библиотеку» я посчитала за нечто «производственное», нечто похожее на роман «Дарующий звезды» Джоджо Мойес, или на «Полосатую жизнь Эми Байлер» Келли Хармс. Но все оказалось совсем не так.
Полночная библиотека - это не библиотека в привычном смысле слова, это возможность прочесть свою книгу своих сожалений о своей собственной жизни. И каждое из этих сожалений – стереть. Для этого надо прожить свою новую жизнь. И если новая жизнь понравится – остаться в ней. «Полночная библиотека» Мэтт Хейг - это полночная библиотека Норы.
Норе 35 лет. Она не стала: гляциологом, рок-звездой, философом, олимпийской чемпионкой по плаванию. Она не может найти «правильную» работу в настоящей жизни. Когда Нора училась в школе – умер ее отец. Не так давно – умерла мама. С братом – любимым и единственным – непонимание и отчуждение. Подруга уехала в Австралию (это была их общая с Норой мечта). Нора рассталась с любимым (из-за которого не поехала в Австралию с подругой). Последней каплей стала смерть Вольтера – Вольта – кота. Нора отчаялась. Нора решила распрощаться с жизнью. Нора попала в полночную библиотеку.
Полночная библиотека - это место между жизнью и смертью. Здесь на полках бесконечное количество книг – ровно столько вариантов жизней Норы существует. И каждый вариант можно попробовать. А если понравится, то остаться там навсегда. Библиотекарь полночной библиотеки хорошо знакома Норе (по реальной школьной библиотеке) и она объясняет правила. И терпеливо ждет момента понимания. И возвращения Норы. Из очередной жизни. Из нового сожаления. Из желания умереть. Из отчаяния.
Книга о напрасности сожалений и раздумий.

Просто живи. И обязательно – в любви.

 

Наталья МУСТАЕВА,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е. И. Аркадьева



Юлиан Семенов «Бриллианты для диктатуры пролетариата»

Первый роман из цикла о Максиме Исаеве (Штирлице) из тех дальних времен, когда его звали еще Всеволодом Владимировым, когда рядом был отец, когда наставления по службе и приказы отдавал Глеб Бокий.

В 1921 году в молодом советском государстве обнаружены систематические хищения из ГОХРАНа. Исчезают бриллианты. Ювелирные украшения, камни, золото – лишь на них существует возможность приобретать продовольствие для голодающей России. Предполагают, что кражи совершает сотрудник, наделенный особыми полномочиями. Необходимость раскрыть сеть контрабандистов очевидна.

В преддверии крупной сделки с французским ювелиром в Ревель выезжает сотрудник ГОХРАНа Пожамчи. Почти одновременно в Ревель отправлен Всеволод Владимиров – молодой сотрудник ЧК. Он должен приступить к расследованию.

В Ревеле работает резидент – Роман. В Ревеле орудует граф Воронцов. В Ревеле немецкая разведка желает сорвать сделку с ювелиром. В Ревеле Владимиров арестован. В Ревеле все только начинается…

 

Наталья МУСТАЕВА,

Ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ имени Е. И. Аркадьева