Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань - Статьи

http://lib2.syzran.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=75
Распечатать

Урунходжаева Н. "Я вечно был, и вечно буду я...": О творчестве Ульянова А. Н

Урунходжаева Н. "Я вечно был, и вечно буду я...": О творчестве Ульянова А. Н.: Реферат ученицы 10 ю класса гимназии № 8 г. Сызрани / Н. Урунходжаева; Преподаватель Е. О. Синельникова. - Сызрань, 1998. - 26 с.

Введение

К сожалению, до приезда в Сызрань я ничего не знала о творчестве Анатолия Николаевича Ульянова. Но вот однажды на глаза мне попалась « Литературная страница» со стихами поэта. Строки одного из них:

Тишайшие российские погосты-

Берёзы да вишнёвые кусты.

Качаются кресты, мерцают звёзды.

Кусты и звёзды, звёзды и кресты,

                       («Погосты»)

поразили меня своей ёмкостью и простотой одновременно. Потом прочитала:

           На земле вечерней всё смешалось-

Темень, звёзды, отблески зари…

И одна пронзительная жалость

В этом стылом сумраке царит. 

                                                           («Осенний вечер»)

А потом был конкурс стихов. Мне повезло. Опять стихотворение А.Ульянова, посвящённое Марине Цветаевой. Поэт говорил о Поэте простыми, очень понятными, но присущими только ему словами:

       Что гордость и слава, почёт, наслажденье и лесть? 

 Всё сдохло. Всё стёрто в разливах закатного света.

 И плакала скрипка. И гениев не было здесь.

               А были паломники в странном чертоге.          

      И захотелось мне узнать об Анатолии Николаевиче Ульянове больше. Узнала, что вышло у него четыре сборника стихов:

 «Стрижи»:

             Обрыв рыжеват и отвесен,

             У ног его волны ржавы,

              Он  из десятков отверстий

              Стреляет в меня стрижами…

« Перед рассветом»:

               Затихли воды, ветры смолкли,

               Роса не скатится с листа,

               И лишь торжественно над Волгой

               Плывёт косматая звезда…

« Рожь зацвела»:

               Меня валы баюкали крутые,

               Дробились звёзды в вихрях бытия,

               И мне казалось – я в своей стихии

               Я вечно был, и вечно буду я…

« Осенние колокола»:

               Не оскверню я чистый образ твой,

               Мой отчий край, срединное Поволжье.

               Мне после смерти быть твоей травой,

               Твоих ракит серебряной листвой…

         Но узнала я  и то, что Анатолия Николаевича уже нет среди нас. Ушёл из жизни талантливый поэт, которому 17 сентября 1997 года исполнилось бы 60 лет. Этому несостоявшемуся юбилею друг и коллега поэта Олег Портнягин посвятил своё стихотворение, взяв в качестве названия строчку из стихов Ульянова – « Каждый в книгах находит своё…»:

                И « Стрижи» ослепительным летом,

               И дожди, чтобы «Рожь зацвела»,

               И бессонница «Перед рассветом»,

               И «Осенние колокола»…

               Всё в стихах, как и было, осталось.

               Каждый в книгах находит своё

               У тебя, не хотевшего в старость

               Так, что впрямь не дожил до неё.

               В этих сборниках, друг закадычный,

               Всё, как надо. И всё – таки я

               В их названьях раскрою кавычки,

               Чтобы только уже для тебя

               И стрижи на рассвете летели,

               И за ливнями рожь зацвела,

               И звенели, звенели, звенели

               Поминальные колокола.

                По-моему, только о хорошем человеке долго скорбят, вспоминают его очень часто. А дорог он и сыну, В.А. Ульянову, врачу СММБ, и внучке Януське, и родственникам, и коллегам, собратьям по перу: В.Харитонову, Н.Овчинникову, Г. Паряевой,  О.Портнягину,  О.Корниенко,  В.Морозенко – всем тем, кто сейчас готовит к выходу в свет новую книгу стихов А.Н.Ульянова. Ведь его поэтическая звезда взошла именно в Сызранском литературном объединении и горела ярко до последнего часа. 

Жизненный путь Ульянова А. Н.

            Его жизненный путь не был усыпан розами. Его жизнь- это огромный труд, это поиски, потери и находки, это обострённое чувство времени.
            Анатолий Николаевич Ульянов родился 17 сентября 1937 года в Якутии, в селе Нахтуйске, Олексинского района. Отец, Николай Ильич, и мать, Анастасия Петровна, очень простые и душевные люди, чутко относились к сыну, и он им платил тем же.
           Детство поэта связано с селом Паньшино Ульяновской области, а жизненные университеты он проходил и в Харькове, и в Москве, и в Сызрани.
            После окончания школы он поступает в Вольское интендантское училище, но, проучившись там совсем немного, «сбежал» оттуда, поняв, что это не его призвание. Целый год он проработал то слесарем, то разнорабочим.
            Потом уехал в Харьков, где поступил в Горный институт. Проучился совсем недолго. Сын его, рассказывая мне о жизни своего отца, привёл слова Анатолия Николаевича: «Завели нас в шахту. Посмотрел я на свою будущую работу, забрал документы и ушёл из института. Это было не моё».
            Он работал на фабриках и заводах, но мечтал о небе, о полётах. 1957 год. Наконец-то он - курсант лётного училища. Но судьба безжалостна к юноше. Проучился он полтора года, был необыкновенно счастлив, но врачи после одного из медицинских осмотров сказали: «Летать нельзя». Быть техником на лётном поле он не захотел и вынужден был уйти.
             Кроме мечты стать лётчиком, была у Анатолия Ульянова и другая мета – стать профессиональным поэтом. Стихи начал писать рано. Первое стихотворение написал в 6 лет. Потом были юношеские стихи. В них поэт тяготеет к природе, любит и глубоко чувствует её. Образ «звезды» возникает ещё в юности, потом встречается не раз в стихах и начинающего, и уже признанного поэта.
            С 1959 года Ульянов прочно связал свою судьбу с журналистикой, которой без остатка отдавал себя, своё призвание, свой талант. А начинал он литсотрудником газеты «За высокий урожай», позднее переименованной в «Красное Поволжье». С 1986 года он бессменно возглавлял коллектив редакции этой газеты.
            Работу в редакции А.Н.Ульянов успешно совмещает с поэтическим творчеством, порой подписывая свои стихи псевдонимом Волин.
            Выпускник Литературного института имени М.Горького, куда он поступил в 1960 году, А.Ульянов публиковал свои стихи в журнале  «Волга», в «Днях поэзии» и других групповых изданиях, выходивших в областном издательстве, а также в периодической печати

Этапы большого пути.
4 сборника стихов: о времени и о себе

          Первый поэтический сборник А.Н.Ульянова «Стрижи» вышел в свет в 1964 году. Уже тогда автор заявил о себе как о поэте одарённом и эмоциональном. «Стрижи» ворвались в поэзию своими свежими рифмами:

            Обрыв рыжеват и отвесен.

            У ног его волны ржавы.

            Он из десятков отверстий

            Стреляет в меня стрижами.

         Постепенно взрывной образ стрижей видоизменяется во времени. Его отголоски звучат в других стихах. Сами же стрижи служат для поэта символами детства, радости жизни.

            Автор стремится ярко и правильно отразить действительность:

            Всё так предельно искренне, что мне

            Необходимо быть предельно искренним.  

                                                 («Сумерки»)

       И поэту это удаётся. Мы слышим Вовку- коробейника, играющего на баяне для взрослых на полевом стане, видим степную станцию Рябина, где

       … Если осень, если ливни,

       Если вечер, словно рельсы длинный,

       Двадцать километров до кино,

       По столам грохочет домино.

         Во втором своём сборнике «Перед рассветом» (1975 год) Ульянов стремится к ещё более углублённому анализу действительности, философское осмысление которой начинается с характерного в этом отношении стихотворения «Антиода телевизору».

  Когда слова любимых плещут болью,

  Когда друзья приходят к нам с тоской,

  Себя на том мы ловим, что невольно

  В глазах их смотрим, словно в кинескоп,-

говорит он, размышляя о «чуде века» и одновременно «горе века»- телевизоре.

           Для многих стихов, входящих в этот сборник, характерна утончённость лирики: «У поезда «Харьков – Новосибирск», «На улице», «Солнцестояние» и другие.

            В 1981 году вышел в свет третий сборник стихов «Рожь зацвела». Поэт по-прежнему раздумывает о жизни, о философии, смысле бытия. Он по-прежнему лиричен, но теперь уже лирика переплетается с гражданственностью в единое целое. Стихи поэта полны раздумий о взаимоотношениях между людьми, о сложных жизненных противоречиях,   о чувстве долга перед теми,   кто рядом.       У автора обострённое чувство времени:

             Мы отмеряем время по привычке

             И по частям ведём его учёт…

                                                («Время»)

        Для Ульянова время не только минуты и часы, не только дни и годы. Время для него - это память о прошлом (тема войны в стихах: «У Вечного огня», «Упал солдат, упал в траву…», «Легенда о ледяных возчиках»)  и дыхание современности («Завтра первое сентября», «Добрые слова»).

             Поэт раздумывает над темой своего места в мире, как раньше рассуждал о творчестве:

             Заповедный запах разнотравья

             На речную падает струю.

             Я стою и чувствую, что с краю,

             Где-то с краю я пока стою.

                                              (« Сладок дым последней сигареты…»)            

       Весь сборник пронизан огромной любовью поэта к родному краю:

               Не для меня далёкие края.

               Мне хорошо над этим отчим брегом…

                                              (« Снег не на травы - на душу прилёг…»)

               И к Волге сбегает дорога,

               И к Волге струятся ручьи.

                                              («И снова над самым порогом…»)

        Последний сборник «Осенние колокола» (1989год) больше по объему, чем предыдущие. Но поэт не изменяет себе. По – прежнему он обращается к глубокому прошлому родной страны: «Душа Петра», «Колокола», «Ксения», «На бывшей болотной площади», по – прежнему огромен его интерес к великому Пушкину («Зима 1825 года») и А. Блоку («Рядом с Блоком»), по –прежнему он восхищается Маленьким Принцем («Памяти Сент –Экзюпери»).
         Огромное место в сборнике занимает тема  человека на войне: «Отец», «Игры сорок второго», «Январь 1944-й», «22 июня». Война для него - незаживающая рана:

           Да, может быть, жертв могло бы быть

                                                              и менее…

           Но как определить?.. Кто знает?.. Нет?..

           Июнь. Над Волгой медленный рассвет.

           Его читаю я как откровенье.                               

                                             («22 июня»)

        Наверное, поэтому ему очень страшно, что в мирное время  гибнут в армии молодые ребята («Уходят нынче в армию солдаты»).

Ульянов - лирик. Поражают чистые краски, которыми он пользуется в своих стихах:

       Воздух тревожат стрекозы

       Хрупкой блескучей слюдой…

                                      («Две вислокосых березы…»)

        Утро. Волга искрится,

        Мир росою умыт…

                                     («Лето»)

              А листья клена, как следы,

              Как пятна солнца золотого…

                                              («Сентябрь»)

       Поэт никогда не перестает  восхищаться своим родным краем:

               И широко идет навстречу лету

               Родимое Поволжье, отчий край.

                                             («Отчий край»)

       Органично в его стихи входит тема малой родины:

               Окно рябит зеркальными росинками,

               У горизонта черточка осин…

               И теплый снег над селами российскими,

               Над тысячами крошечных  Россий.

                                             («Зимний путь»)    

       Но Родина для него еще и великая Русь:

                Всесветной славой, Родина моя,

                Не затени свои святые лики.

                Будь вечной Русью, Родина моя.

                                              («На дне души, упрятав тишь и грусть…»)    

       Четыре сборника… Это четыре огромных отрезка жизненного и творческого пути поэта, который, к сожалению, даже не был членом Союза литераторов России. Но не ради почестей и славы, не ради наград писал А.Ульянов свои стихи. Писал для себя и для тех, кто, как и я, их «откроют» и полюбят. Сборники его скромны и просты, и тираж их очень небольшой.   В них вошли только те стихи, которые наиболее полно раскрывают его душу и его поэтические особенности. Возможно, последний сборник, куда войдут и те стихи, которые еще не известны широкому кругу читателей, будет и больше, и ярче по оформлению. Возможно, ведь его выпускают друзья и соратники А.Н. Ульянова. Они рассказали мне, как много работал поэт над каждой строкой своих стихов и редко был доволен собой. Об этом мы можем судить, глядя на его рукописи. Правда, сам он, смеясь, говорил, что только стихи внучке у него пишутся сразу, без поправок.
        Работая над последним сборником стихов поэта, друзья и собратья по перу вспоминают и оптимизм, и жизнелюбие, и трудолюбие Анатолия Николаевича Ульянова. Недаром Н.М. Овчинников в своей небольшой статье «Он пришел молодой и красивый» пишет: «Завещанием для нас, ныне живущих, звучат его стихи:

            Нам есть и пить, ходить, летать и плыть,

            Нам долго жить  в нескучном этом мире!..»  

А что же в нем особенного?

            По –моему, знакомство с поэтом нужно начинать  не с его биографии и уж, конечно, не с критических статей о нем, ведь в них автор предстает в личном восприятии тех, кто о нем пишет. Знакомство надо начинать с самих стихов. И, если  стихи затронули вашу душу, если заставили по - новому взглянуть на себя и вокруг себя, если они оказались чем –то близки вам, можно и нужно узнать их автора лучше. Да, не все стихи А.Ульянова при прочтении я воспринимаю одинаково, одни мне нравятся больше, другие меньше, но,   главное, они не оставили  меня равнодушной. Ведь недаром назначение   свое поэты видели  и, конечно, видят сейчас  в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», если они настоящие поэты.
        Что же  мне особенно дорого в его стихах? Какие из них  оказались мне более близки?  Меня поражают краски яркие, светлые, солнечные, запоминающиеся:  

                   Отчего так  бездонны и сини

Небеса надо мной в этот час?

                     («По оврагам сугробы осели»)

И город лежит в золотой паутине…

                     («Луна зелена…»)

Стоят леса завороженные,

Над ними льдиной синева…

                     («Стоят леса завороженные…»)

…зеркальный волжский плес

Во тьму раздвинет берега.

                     (На волжском плесе.»)

Звенят осоки бронзовые лезвия

И озеро, как тайну сторожат.

                     («Октябрь. Брожу, от холода дрожу…»

Художественные средства лирики А. Н. Ульянова

            Разнообразны художественные средства, которыми пользуется поэт, чтобы достичь предельной выразительности стиха. 
           Запоминаются его сравнения:

Осень моя, осень. Капелька покоя.

                       («Осень моя, осень»)

Небо звонкое, как стекло…

                      («Станция лозовая»)

Вьется, вьется мотыльком

Лента беленькая…

                      («Ты пришла, принесла…»)

Эти капли, как белое пламя…

                      («Воспоминание о декабре»)

Дороги, как щупальца спрута…

                      («Луна зелена…»)

И листья клена, как следы,

Как пятна солнца золотого…

                      («Сентябрь»)

Луна…

Как монгольская сабля кривая.

                      («Вы постойте, постойте…»)

Использует автор   и аллитерацию, чтобы придать стиху звуковую выразительность:

Стреляет в меня стрижами…

                      («Стрижи)

Леса насквозь прошивает

Трассирующая листва…

                      («Осенние березы»)

Пулеметной строкой по асфальту

Простучали взахлеб каблуки.

                      («Актриса»)

       А вот очень запоминающиеся олицетворения, присущие, по- моему, только А. Ульянову.

                   И плакала скрипка…

                      («Посвящение»)

Может просто взъярится метель

И шершаво подъезды оближет.

                      («Воспоминание о декабре»)

Уставшая от осени земля

Вздыхает сладкий и морозный ветер.

                       («Открыты настежь двери в декабре…»)

Меня валы баюкали крутые…

                       («Не знаю, то ли с радости иль с горя…»)                

И машет клен зеленою ладошкой…

                       («Отчий край»)

В небе капельки висят,

Шепчут звонче нас…

                       («Что белеет на горе?»)

      Стихи поэта просты, но именно простотой они и поражают:

                   Баян в коридоре плеснул и замолк…

                       («Баян»)

Клен потрогал хрупкой веткой

Тускло – желтый свет окна.

                       («Добрые слова»)

Как осень сдержанна в тонах!

                       («Вступая в осень»)

      Стихи Ульянова отличаются и своим построением. В них много назывных предложений, коротких, но очень емких по содержанию и по рисуемым картинам.

Осень моя, осень. Капелька покоя.

                      («Осень моя, осень»)

Июнь. Над Волгой медленный рассвет.

                      («22 июня»)

Печальный сумрак. Синяя звезда.

Гортанный дальний оклик журавля…

                     («Молчат окрестные, усталые поля»)

Сентябрь. Бабье лето.

                     («Утро»)

Валы. Мираж. Оптический обман.

                     («Валы»)

      Он очень часто использует риторические вопросы и вопросительные предложения, ведь вопросы требуют ответа, как от автора, так и от нас, его читателей.

                   Что жизнь?

Совокупность мгновения,

Что время построило в ряд?

Что жизнь?

Лишь природы причуда?

Пузырь над вселенским дождем?

Пришли мы внезапно откуда?

Куда мы внезапно уйдем?

                      («Январь. 1944-й»)

Что  белеет на горе?

Это осыпь.

Что жжет листья на костре?

Это осень.

                      («Что белеет на горе»)

Что там спрятано в омуте сером?

Голубиная книга о зле и добре?

                                         («Вы постойте, постойте…»)

      Разнообразны рифмы, которыми пользуется поэт. Излюбленная рифма –перекрестная (авав):

Стоят леса завороженные,

Над ними льдиной синева.

Морозом первым обожженная,

Звенит последняя листва.

                               («Стоят леса завороженные…»)

      Но он удачно применяет и другие рифмы – смежную (аавв):

На склонах Токая созрел виноград.

Мадьяр синеглазый, не ты ли мне брат?

Смеяться иль плакать – не все ли равно.

Разлей поскорей молодое вино.

                              («Тост»)

      И охватную (авва):

И вот безмолвствует народ…

Над ним витает ужас крови,

Он многолико хмурит брови,

Молчит…  Когда б, наоборот…

                                      («Молчанье»)  

Человек...
Все о человеке, все для человека.

           Тщательно работая над каждой рифмой, над каждой фразой,  А.Н. Ульянов никогда не увлекается витиеватостью. Нет, он знает, что пишет не для себя, а для тех, кто его должен не только понять, но и почувствовать. Почувствовать дуновение ветерка, услышать тишину ночи, увидеть яркие звезды. Да, Ульянов – лирик.
        Он  чутко чувствует природу и понимает человека. В стихотворении «Июньская ночь» спокойная картина короткой теплой летней ночи, когда «вовсю серебрилась роса», когда «под ласковым    ветром рябила вода», резко меняется, словно в  эту ночь выстрелили,  убив тишину:

                 Но вдруг раскаленный

                            терзающий град

Обрушился на страну.

Над детской кроваткой

                           первый снаряд

Надолго убил тишину.

                     («Июньская ночь»)

Автор очень внимательный ко всему, что его окружает.  В центре небольших произведений А.Ульянова – человек  независим от времени. Вспоминая войну, он находит очень теплые слова, говоря о матери:

Глаза материнские светят

Немеренным синим добром…

                              («Январь.1944-й»)

        А бабушка, вечная труженица, заскорузлыми руками делая самую тяжелую во время войны работу, находит для внука минутку, чтобы отвлечь паренька от тяжелых дум:

Бабка в горницу тихо вошла

И присела со мной, и поплакала,

И горбушку ржаную дала…

                     («Далекое»)

        В одном из лучших своих стихотворений «Отец» умирающий вспоминает тех, кто был рядом с ним в самые трудные и самые прекрасные  годы. Его благодарит за честно прожитую жизнь погибший в бою комбат:

Терпи, старик, ты миру еще нужен.

Не отступил, не спрятался

                                           за быт.

В комфорт из строя

                                           нашего не выбыл.

От всех нас,

                     кто под Харьковом убит.

Тебе мое солдатское спасибо.

       Благодарит и  послевоенный друг – бульдозерист,  «погибший на одной из дерзких строек…»:

Но будем жить

                        покамест этот свет

От нашей ГЭС

                          Путь освещает людям.

                      («Отец»)

       Но очень обидно и горько поэту за тех, кто защитил  нас в тяжелую годину, а сейчас вынужден «деньги считать», полученные милостыней, а потом заходиться «стоном  и криком»…

От контузий, от боли великой?

Или, может, от горькой тоски?..

                                         («Было лето»)

       Поэтому ему по - настоящему становится  страшно, когда он видит слезы матерей, провожающих сыновей в армию сейчас:

           И на вокзалах будущих солдат

Оплакивают мамы, как когда – то.

И бабушки задумчиво крестят.

                               («Уходят нынче в армию…»)

       Любит Ульянов вглядываться в человека, стараясь рассмотреть не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя:

Девчонка, цыганка, соседка.

Ты словно судьба на весах…

По роду древнее евреев.

По стати  - царица земли.

                              («Цыганка»)

      А как любовно он рисует старого конюха, который обращается с лошадьми нежно и бережно, как с детьми, ласково называя их: Малыш, Соколик, Забава.
     Себя он не отделяет от людей, живущих рядом, и гордится, что честно живет  «в нескучном этом мире». Он словно о себе говорит:      

                    Заглянуть ко мне в душу

                                       хотите?

Что ж, смотрите.

                            Души не стыжусь.

                                        («Боевой восемнадцатый»)

Поэт переживает за все и за всех:

Да будет так! Опять во мгле

                                               России

Вожди роняют мудрые слова.

Вожди, вожди, а нас – то вы спросили?

Мы что для вас – деревья иль

                                                  трава?

                     («В начале было слово»)

Какой звездопад нынче снится

                                                     Земле?

Какая небесная сфера?

                      (Звездопад»)

А здесь  у нас сквозь радости и боли

Опять идет великая борьба.

                       («Погосты»)

Хватит! Сплотите все силы

В это критический час.

Что хорошо для России,

То хорошо и для нас!

                       («Час правды»)

Заключение

      Вячеслав Харитонов, друг и соратник А.Ульянова, назвал его стихи «говорящими сами за себя», предлагая нам взглянуть на поэта его же глазами:

Вот человек. Он светел и высок.

Идет, как Бог, он сквозь людское море,

Не ведая о том, что чье – то горе

Ему уже прицелилось в висок.

      Мысль В. Харитонова продолжает Г.  Паряева:

Удивительный голос

Первородных стихов

Будет долго звучать над землею.

А любовь земляков

Сохранит свой покров

Над твоей бескорыстной судьбою.

      «И долго будет жить «в нескучном этом мире» Анатолий Ульянов в своих стихах, в наших сердцах», - говорит Н.Овчинников, словно подтверждая слова своего собрата по перу, сказавшего:

                   Я вечно был, и вечно буду  я…

                                    («Не знаю, то ли с радости иль горя…»)

Список использованной литературы

         I. Ульянов А.Н.  Книги:

1. «Стрижи». Стихи. Куйбышев, 1964.

2. «Перед рассветом»: Стихи. Куйбышев, 1975.

3. «Рожь зацвела».  Стихи. Куйбышев, 1981.

4. «Осенние колокола». Стихотворения. Поэма.

     Куйбышев, 1989.

         II. Ульянов А.Н. Публикации:

1.  Старик. Июньская ночь: Стихи. //Красный Октябрь,1981, 12 июня. 

2. Перед домиком этим. На улице шла тоненькая женщина: Стихи.// Красный Октябрь, 1987, 17 сентября.

3. Плащ. В суете карандашных усилий. Белая вьюжица.  // День поэзии, Куйбышев,1989.

4. Сместился созвездий державный чертеж…//Красное  Приволжье. –1997.- 13 сентября.

 III. Критические статьи о поэте.

1.Биография А.Ульянова. //Красное Приволжье,1997, 13 сентября.   

2.Харитонов В. «Сгустится в сердце время…» О творческом пути А.Ульянова.//  Красный Октябрь.-1981.- 19 июня.

3. «…В них живут и умирают». Памяти сызранского поэта А.Ульянова. // Волжские вести.-1996.- 4октября.

4.Харитонов В. «Нам долго жить в нескучном этом мире…». Обзор поэтических строк, посвященных А.Ульянову.// Волжские вести. –1996.-6 ноября.

5.Харитонов В. «…что чье –то горе тебе уже прицелилось в висок.//Волжские вести.-1997.- 19 сентября.

6. Слово о поэте. Подборка статей к 60-летию А. Ульянова.// Красное Приволжье. –1997.- 13 сентября.  

7. Ульянов Анатолий Николаевич  // Кто есть кто в Сызрани: Справ-энциклопедич. изд./ Ред.-сост. Е. Мочалова.- Самара: Навигатор, 2001.- С. 296

8. Ульянов Анатолий Николаевич // Сызрань литературная:  Антология / Центр. гор. б-ка. - Сызрань, 2005.