Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань - Статьи

http://lib2.syzran.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=76
Распечатать

Пластика в домовой резьбе Сызрани

85.
Пластика в домовой резьбе Сызрани // Гурьянов Е.Ф. Самарские узоры: Домовая резьба Самарского Поволжья. - Куйбышев: Куйбышевск. кн. изд-во, 1982. - С. 38-62.


Пластика в домовой резьбе Сызрани
Как сказано выше, на Самарской Луке русские, поселки известны с XIII века. Прилегающий к ней правобережный район стал заселяться только с началом строительства крепости Сызрани и Сызранской оборонительной черты.
До становления города Сызрани здесь с давних времен русские проторили Большую Саратовскую дорогу — самый короткий путь с Нижней Волги к Симбирску. В 1670 году по этому пути через Самарскую Луку к Симбирску под предводительством Степана Разина прошел основной поток восставших крестьян и казаков добывать “волю черным людям”. Спустя более десяти лет после неудачи Степана Разина под Симбирском его сподвижник Максим Скалозуб поднял на Дону восстание казаков и крестьян под кличем “Пойдем путем Степана Разина!”. Но под Царицыном отряд Скалозуба был разбит.
Это выступление и живая в народе память о силе “разинского духа” заставили царское правительство принять меры предупреждения против крамолы Понизовья. В ряду таких мер на Большой Саратовской дороге у южного изгиба Самарской Луки по царскому указу в 1683 году была спешно построена крепость “Город Сызран”. Наименование городу дано по названию реки, о которой в начале XVII века в “Книге, глаголемой Большой Чертеж” написано: “...а Сыза пала в Волгу ниже города Самары 90. верст”. Стык залива Волги с широким разливом устьев рек Сызы и Крымзы был мелководным и болотистым, это тюркоязычным народам послужило поводом дать реке название “Сыза”, что буквально означает “болото”.
Строили крепость солдаты Симбирско-Корсунской укрепленной черты под руководством симбирского воеводы князя Г.А. Козловского. Крепость была деревянной, окопана глубоким рвом и высоким валом, по верху которого стояла городня с башнями. Ныне от крепостных строений сохранились каменные сооружения — Спасская башня (1683 г.) и Христорождественский собор (1717 г.).
В начале XVIII столетия Сызрань была относительно большим городом, о величине которого можно судить по сохранившейся гравюре (рис. 27).            
Поэт И. И. Дмитриев, отец, дед и прадед которого почти с начала Сызрана много лет управляли городом и его округой, вспоминая о городе, в начале XIX века писал, что “Сызран строен был худо, но красив по своему местоположению. Он лежит при заливе Волги и разделяется рекою Крымзою, которая в первых днях мая бывает в большом разливе”.
Красиво это место и в наши дни. Ныне здесь по воле человека залив Саратовского водохранилища. Он глубоко вошел в устья рек Сызрани и Крымзы, а в центре города широким плесом своих вод обнимает мыс, где была крепость. Место бывшей крепости жители города по традиции называют кремлем. Кремль особо красив и живописен по утрам в ясную погоду, если смотреть на него с высокого правого берега реки Крымзы — улицы Набережной. В это время в лучах восходящего солнца раскрывается удивительная панорама современной застройки мыса, которая в силуэте седой старины со сказочно нарядной гаммой цвета, света и теней парит над плесом, словно город Китеж из Светлоярской легенды (рис. 28).В пятидесятилетний юбилей Советского государства на древней земле кремля жители города воздвигли мемориальный памятник — стелу, у подножия которой зажгли немеркнущий огонь Вечной славы в память тех, кто в; 1941—1945 годах отдал жизнь за нашу Родину. Памятным и дорогим для города стало это место, где на изумрудной зелени газона и ярких цветов, среди молодых берез, и елей стоит дошедшая до нас распрямленная древность.
От ворот бывшего кремля на северо-восток уходит главная улица — Советская, называвшаяся в прошлом Большой. Здесь, под недремлющим оком Сызранского “патриарха” — воротной Спасской башни сохраняется облик русского города, где в его застройке можно увидеть торговые арки былого гостиного ряда, а на домах, по-купечески крепких и пышно украшенных, шатры башенок, что-то вроде повалуш древнерусских боярских хором. Несколько иной, но такой же русский облик города сохранился на других улицах.
В черте старого города застройка сравнительно молода, возникла в начале нашего века. Деревянный город прошлого столетия в 1906 году во время страшного пожара сгорел почти дотла. Уцелели лишь отдельные постройки у железнодорожного вокзала и на правом берегу реки Сызрань (Преображенская слобода). От прошлого века сохранилась также регулярная структура улиц, сложившаяся по геометрическому плану 1804 года. После пожара по этому плану город был построен заново и опять деревянным. 
Рис. 27.
Общий вид г. Сызрани с северо-западной стороны.
Гравюра начала XVIII столетия.








Строили Сызрань плотники не только местные, но и пришлые из разных мест России, в том числе из Ярославской, Костромской и Нижегородской губерний.
В подавляющем большинстве дома построены многокомнатными и даже многоквартирными. Дома рубленые, обычно в лапу без остатка, обшиты тесом и оригинальные по убранству фасадов. Со смешанными конструкциями, полукаменные дома на улицах города встречаются редко.
Старая часть Сызрани представляет собой редкий пример одновременного массового строительства и архитектурно-
художественного убранства зданий домовой резьбой. В этом необычном по масштабу общегородском деле ведущая роль принадлежит мастерам деревянного зодчества, пришедшим с Верхней Волги.
Имена этих мастеров, видимо, останутся неизвестными. Но зрелость их художественного творчества и профессионализм ясно прослеживаются в деревянной застройке Сызрани. На улицах города пришлые плотники оставили наглядную и эстетически выразительную картину широкого использования пластических форм в декоративном убранстве деревянных домов.
Думается, что в деревянном зодчестве Сызрани с некоторым запозданием, но активно проявилась практика “русского стиля”, который возродился в России в пореформенное время.
Рис. 28.
Современный вид  места древнего кремля.










В это время в художественной культуре России — в музыке, живописи, литературе и архитектуре было сделано обращение к народности. Конкретные примеры резьбы в деревянном зодчестве демонстрировались на деревянных выставочных и ярмарочных павильонах, а также отдельных жилых и хозяйственных постройках. Доступность обзора таких сооружений, их узорного убранства вызвала широкую практику подражания.
Сохранившаяся деревянная застройка Сызрани дает основание считать, что практика пришлых мастеров-плотников опиралась на прочную основу народного искусства. Их творческий и практический опыт был настолько сильным, что в деревянном строительстве и домовой резьбе он основательно потеснил местные традиции. Видимо, положительные стороны такого деревянного зодчества заставили местных плотников пересмотреть свою ремесленническую деятельность в этом деле.
В Сызрани домовая резьба широко представлена на улицах: Ульяновской, Свердлова, Кирова, Победы, Интернациональной, Плеханова, Тимирязева и несколько меньше на других. На этих улицах деревянные дома обладают примечательными архитектурными формами, которые напоминают практику русского барокко конца XVII века. Здесь на фасадах зданий пластические криволинейные формы, с контрастно-активной игрой света и тени, развернуты в гармоничном строе и в сочетании с силуэтно-плоскостными узорами резьбы. Все это наглядно и художественно красиво представлено в резьбе венчающих карнизов и оконных наличников.
На деревянных домах свисающая часть карнизов в большинстве случаев расположена по фигурным кронштейнам, ритмичный строй которых создает пространственное завершение здания...
Ниже карниза, по спокойному полю стены, расположен стройный ряд окон, с красивыми наличниками.
Архитектурную форму наличников составляют боковые фигурные полуколонки и художественно выразительные навершия с парой симметричных барочных волют и центрально расположенным между ними фиалом.
Коренной житель и опытный плотник города Сызрани Борис Яковлевич Коротан барочные волюты называет “журавлями”, а фиалы — “шпилями”. Коротан по-своему прав, так как в городе на деревянных домах встречаются наличники, навершия которых венчают гребни пропильной резьбы в форме стилизованных птиц-журавлей.
На правобережье речки Крымзы (в прошлом Ильинская слобода) по улице Тимирязева, 90 стоит небольшой деревянный дом. Старожилы соседи говорят, что он построен после упомянутого пожара, но в двадцатых годах был перестроен и с тех лет его облик остается неизменным.
Дом одноэтажный, “о трех окон”, обшитый тесом, крыша двускатная с фронтоном на улицу, фасад дома наделен ясной композицией и стилистическим единством архитектурных форм. Особенно выразительны оконные наличники, упругую пластику которых подчеркивает живописная игра света и теней (рис. 29).
Архитектурная композиция оконного наличника представлена развитым подоконником, двумя боковыми фигурными полуколонками и красивым навершием с разорванным карнизом. Разрыв карниза навершия перекрыт симметричной парой волют, наклоненных на сложный бусовидный фиал. Завершает волюты силуэт резного гребня в виде двух птиц или, по Коротану, “журавлей”.
Поле стены фасада ограничено: по углам дома—пилястрами с накладными фигурными полуколоннами, а по верху — венчающим карнизом с фризом из своеобразных триглифов и метоп. Метопы заполнены декоративными элементами (прилепами) объемно-геометрической формы, которые тот же плотник Коротан называет “баклушами”.
Есть у этого дома и прообраз, или объект прямого подражания, Такой дом стоит еще по улице Интернациональной, 44. Фасады обоих домов весьма выразительны и типичны своими архитектурными формами, примеры которых имеются в практике деревянного зодчества Верхнего Поволжья.

Рис. 29.
Ул. Тимирязева, 90.





В деревянных домах Сызрани внешние объемно-планировочные 
различия встречаются редко. Дома в основном прямоугольные, и стоят они торцом или боковой стороной по красной линии улиц. Однако композиция фасадов, пластика их архитектурных форм и узоры пропильной резьбы создают в облике дома свою индивидуальность, нередко весьма примечательную.
В городе, на северо-запад от Советской улицы, первая параллельная улица — Ульяновская. В прошлом она называлась Кузнецкой, так как там, где ныне территория городского сада, эта улица превращалась в дорогу: на Самару. Здесь за обочиной дороги стояли кузницы. А еще раньше, в середине XVIII века, по направлению улицы, от кремля по левому берегу Крымзы, как говорят архивные источники, “...вверх по оной же реке и окружа весь форштат (пригорой, — Е. Г.) закрыт был... палисадом, а в приличных местах вороты и башни поставлены были”. Эти деревянные укрепления пригорода крепости Сызран, описанные в шестидесятых годах XVIII столетия подполковником Свечиным, видны с северо-западной стороны на приведенной выше гравюре (рис. 27).
Неподалеку от бывшего места кузниц по нынешней улице Ульяновской, 62 стоит одноэтажный деревянный дом. Его фасад представляет спокойную гладь стены, ограниченную, по углам пилястрами с накладными фигурными полуколоннами, снизу каменным, цоколем, а сверху дом венчает карниз по фигурным кронштейнам: Сохранившиеся на крыше два деревянных фигурных столба свидетельствуют, что над карнизом стоял парапет. В архитектуре фасада дома ведущая роль принадлежит оконным наличникам, композиция которых не отличается от рассмотренных на доме по ул. Тимирязева. Но здесь формы резного убранства, их художественная трактовка доведены до степени высокого совершенства (рис. 30).                                                                                              
Рис. 30. Ульяновская, 62.


Оконные наличники дома обладают выразительной композицией оригинальных и упруго-пластических архитектурных форм в виде покрытых узором резьбы боковых фигурных полуколонок и привлекательных наверший. Их контрастный и ритмичный ряд на спокойной глади стены придает архитектуре дома своеобразную тектоничность и выразительно строгую нарядность.
Полуколонки наличников выше раскрепованного над ними карниза были увенчаны небольшими фигурами львов с личиной человека. Ныне из десяти в прошлом сохранился только один (рис. 31).
 
                                                 Рис. 31
В пространственно-стройной структуре венчающего карниза дома обращают на себя внимание удачно найденные мера и тема узоров пропильной резьбы. Интересен по рисунку поясок, “архитрав”, изящно подчеркивающий подкарнизный фриз с фигурными кронштейнами. Оригинальна также свисающая часть карниза, состоящая из традиционного ряда городков в подзора, в узоры которого вплетены солярный круг (солнце) и стилизованные птицы — воробьи, извечные хозяева застрех под свесами крыш деревянных построек (рис. 32).   Несколько иной облик имеет парадный    вход дома. Его конструктивная самостоятельность и резное убранство в виде свисающего балдахина вызывают предположение, что он пристроен позднее. Эту мысль подкрепляет и вензель над входом — “В. К.” (Виктор Константинов), принадлежавший сыну бывшего владельца дома.
Архитектурные особенности этого дома ставят его в один ряд с памятниками материальной культуры русского народного творчества в деревянном зодчестве города рубежа XIX—XX столетий.         
В ряде деревянных домов с барочными оконными наличниками на улицах Сызрани иногда встречаются дома со светелками. В городе их можно насчитать не более десятка. Они выделяются своеобразной формой архитектурно-художественной композиции фасадов.Один такой дом со светелкой расположен на улице Ульяновской, 20.                                                     
 Рис. 32
 Дом стоит на высоком каменном цоколе, бывшем полуподвале. Его фасад наделен хорошими пропорциями, стилистическим единством архитектурных и декоративных форм резьбы (рис. 33).
Дом обшит тесом-вагонкой, по углам ограничен пилястрами с филенками, заполненными накладной резьбой. Окна с барочными наличниками удачно найдены по пропорциям своих форм и местоположению. Подоконная часть фасада подчеркнута пояском с резным профилем.
Венчает дом карниз по кронштейнам. По свесу карниза, словно корона, стоит стена — аттик. Аттик с фигурным силуэтом украшен узорами накладной резьбы, а контур подчеркнут мелкой строчкой городков. На краях аттика, видимо, стояли вазоны, а в середине по криволинейному контуру — невысокий ажурный металлический гребень.
 
Рис. 33. Ульяновская, 20.


В центре аттика расположен фигурный вырез лоджии, на фоне ее тени четко рисуются боковые колонки-балясины. Облик дома торжественный и художественно выразительный.
Рассматривая конкретные стороны фасада и узоров резьбы этого дома, нетрудно заметить, что в них много общего с домом по улице Ульяновской, 62.
Общность архитектурных форм, аналогия узоров домовой резьбы и высокая степень технической культуры исполнения дают основание предположить, что строительство этих домов осуществлено одними и теми же мастерами.
К. ряду деревянных зданий с барочными формами убранства можно отнести и дома, расположенные на улицах Победы, 36 и 64, Кирова, 35 и 42, Урицкого, 21, Плеханова, 6 и других.
Архитектура и резьба перечисленных домов обладают индивидуальностью, выраженной в навершиях оконных наличников и венчающих карнизах. Их облик наглядно виден в фрагментах отдельных зданий (рис. 34, 35).
В Сызрани практика в убранстве деревянных домов напоминает деятельность зодчих в древнерусской архитектуре конца XVII века. В то время в зодчестве использовалась иллюзорная динамика декоративных форм в сочетании со спокойной гладью стен, что отражало в облике здания художественное богатство и высокую эстетическую выразительность.
Принесенный с Верхней Волги богатый опыт плотницкого мастерства не утверждал в Сызрани новые эстетические идеи. Но творческие следы    практики   пришлых плотников наглядно показывают, что пластические декоративные формы  в домовой резьбе заняли господствующее положение, и свидетельствуют собой перемену    эстетических вкусов большой    части застройщиков города.                                                                                                              Рис.34. Ул. Победы, 64.                                 
 До пожара в деревянном строительстве Сызрани каноны и формы классического зодчества не имели широкого распространения. Плотник Б. Я. Коротин (рис. 36), у которого отец Яков Иванович и дед Иван Васильевич были тоже плотниками, утверждает, что “журавли” (волюты), и баклуши фризов, и резьба занесены в город из других губерний после пожара 1906 года.
Во второй половине XIX века в практике деревянной застройки Сызрани были свои местные традиции, соблюдение которых отражало русский опыт, широко распространенный в средней полосе России. По облику современной застройки и как подтверждают старожилы, в районе железнодорожного вокзала к уцелевшим во время пожара
зданиям относятся дома по Волжскому переулку под №№ 24, 26 и 28.     
 
                                                                     

                            
 

Рис.36.Плотник Коротин Борис Яковлевич.


Дома двухэтажные, смешанных конструкций — первые этажи кирпичные, вторые — деревянные- Фасады обшиты тесом. Крыши на два ската с фронтонами на улицу. Кровля заканчивается свесом без карниза. Нет карниза и на уличном фасаде на переходе стены к тимпану фронтона. Стык стены с фронтоном по традиции русского зодчества покрыт лобовой доской с узорами пропильной резьбы.
На всех домах убранство резьбой оконных наличников и фронтонов скромное. Концы причелин фронтона заканчиваются  радиционной Рис. 35. Ул. Бабушкина, 18.  прорезной  тузорной формой — “полотенцем”, а коньковый стык прикрыт свисающей доской с узорами.     
Под крышами на фронтонах видны известные в русском зодчестве светелки, одна из них с “выходом” — навесным балконом (рис. 37).                                                                             
   Отличительной особенностью зданий является их объемная структура, в которой суровая монументальность и практический рационализм архитектурных форм напоминают образцы деревянного зодчества Севера. Видимо, это было характерно для прошлой (до пожара) строительной практики в городе Сызрани.
Такие местные традиции в соседстве с пришлой творческой деятельностью должны были найти свое отражение в новых композициях и архитектурных формах деревянных домов города, Пример такого творческого и художественного проявления отражают дома № 14, 16 и 18 по  Пролетарскому  переулку.   Старожилы утверждают, что их  строили городские (местные) плотники в 1907—1908 годах.
 По объемной    структуре дома   близки друг к другу.   Много у них общего  и в композиционном построении.
 
Рис. 37. Волжский пер., 24. 
    
 Однако каждый из них обладает собственной эстетической силой отражения архитектурных форм, декоративных средств и трактовки композиционных акцентов.
В облике домов по Пролетарскому переулку представлена своеобразная особенность композиционного строя, в котором раскрыта иллюзорная непрерывность нарастания и развития художественной выразительности от наверший оконных наличников к вершине фронтона. А под коньком фронтона, на фоне орнаментированного резьбой тимпана, создана пространственно - нависающая художественная форма напряженного и выразительного узла — пучка лучей, связавших в композиционное единство архитектурные акценты и декоративные узоры фасада (рис. 38).
 
Рис. 38.
Пролетарский пер., 18.


Дома по Пролетарскому переулку представляют собой пример нового начала в местной практике деревянного зодчества здесь умелость сызранских плотников отразилась в осмысленном единстве форм и правил классической архитектуры. Но это доброе начало не стало широкой практикой. На улицах Сызрани подобные дома больше нигде не встречаются.
В убранстве деревянных домов города своеобразный облик имеет деревянное здание по улице Набережной, 55 (рис. 39).    Дом одноэтажный, с открытыми 
 
 
бревнами стен стоит на каменном цоколе. Его углы рублены в лапу без остатка и по уличному фасаду подчеркнуты пилястрами с накладными фигурными полуколоннами.
На бревенчатом поле уличной стены расположен выразительный ряд окон, обрамленных необычными наличниками. Наличники с боковыми фигурными полуколонками увенчаны узорными навершиями в форме арок, которые расклинены своеобразными резными “замками”.
Венчает дом ажурный карниз по кронштейнам. Облик дома выделяется строгой монументальностью и интересен узорами  резьбы на оконных наличниках (рис. 40).
На рубеже XIX—XX  столетий в архитектуре   России, как           
Рис. 39. Haбережная, 55  
каменной
 так и деревянной,   широко распространился так называемый стиль модерн, который не обошел и Сызрань. В деревянной застройке города модерн своеобразно представлен на доме по улице Свердлова, 2. Построен он в 1908—1910 годах и принадлежал городничему Сызрани Чернухину.
Дом деревянный, полутораэтажный, занимает угловое положение, стоит на каменном полуподвальном этаже обшит со всех сторон тесом - вагонкой (рис. 41).
Объемная структура здания представляет собой асимметричную композицию из своеобразных архитектурных форм — щипцовых фронтонов, усеченной шатровой крыши и ризалита (выступа) правой части фасада, обращенного к реке Крымзе.
Архитектура дома оригинальна и живописна, особенно венчающей части. Своеобразная форма крыши с пространственно-нависающими ажурными тимпанами щипцовых фронтонов и карниза представляет основное выражение художественного образа дома. Особенно интересен под свесом крыши карниз по кронштейнам. Архитектурно-конструктивная форма кронштейнов наделила венчающую часть дома большой силой пространственной выразительности (рис. 42).Динамичная структура верхней части дома уравновешена спокойной гладью стен фасадов с живописными пятнами окон, обрамленных
наличниками архитектуры модерна. Облик здания и его объемно-композиционный строй архитектурных форм обладают оригинальной привлекательностью. В них ассоциируется своеобразное обаяние, присущее деревянному зодчеству русского Севера. Следует отметить, что компоновка объемно-пространственной композиции находится в согласии с  функциональной  планировкой здания.  За ризалитом  фасада располагался                                                                                     Рис. 40. Haбережная, 55
   парадный зал, а в левой, протяженной части дома, по обеим сторонам коридора, размещались жилые и подсобные комнаты. Ныне в доме расположен народный суд.Большое место в застройке Сызрани занимают деревянные дома,
 Рис. 41 Ул. Свердлова, 2
 художественный облик которых определяется, главным образом, количеством набранных узоров на оконных наличниках, венчающих карнизах и фронтонах крыш. Таких домов много в юго-западной части города, особенно на правом берегу реки Сызрани. Здесь в домовой резьбе, видимо, сохраняются прошлые (до пожара) местные традиции убранства деревянных домов.
Деревянные дома в застройке правого берега реки Сызрани просты по композиции, их фасады нередко обильно украшены плоской пропильной резьбой с узорами геометрического и растительного мотивов. Такие дома строятся и в наши дни, например по улице Краснофлотской, 59 (рис. 43). Дом построили (срубили) плотники, а убранство резьбой исполнил сам хозяин, по профессии экономист, А. В. Урвачев.
Рис. 42            
Представляет такой же интерес дом по улице Тимирязева, 41 (рис. 44). Здесь на фасаде дома обильно украшены узорами пропильной резьбы навершия оконных наличников, подкарнизный фриз, причелины фронтона и окно-светелка. Не лишены художественной привлекательности дымовые трубы, покрытые металлическим футляром, с узорами, а также воронки водосточных труб. В Сызрани такое убранство фасадов, можно видеть по улицам: Энгельса, 56 и 48; Саратовской, 12; Колхозной, 25 и другим.
Домовая резьба на фасадах указанных домов представляет узоры русских мотивов, исполненные мастерами, где высокая степень нарядности достигалась путём количественного набора декоративных украшений.
В деревянной застройке города и облике улиц должное место отводилось также навесам над парадными входами в дом с улицы и воротами въезда на усадьбу.
Как правило, парадный вход представляет собой сбоку дома пристройку в виде закрытой веранды, один из входов в которую был через парадную дверь с улицы. Навес над входом обычно покрыт двускатной крышей с небольшим фронтоном. Поддерживают навес прорезные подкосы — кронштейны, просветы за которыми часто заполнены узорами пропильной резьбы. Нередко роль кронштейнов исполняют цельнорезные композиционные формы растительного или зооморфного мотивов. Такие навесы сохранились над парадными входами домов на улицах Плеханова, 8; Кирова, 49; Колхозной, 2,   Тимирязева, 33  и  других. Художественная трактовка убранства навесов  отражает собой не только конструктивно-эстетическое, но и смысловое содержание.                                                                                                                  
Рис. 43. ул. Краснофлотская, 59
 Мотивы в виде крупных стилизованных ветвей или цветов восходят к древнему обычаю, когда в определенные дни года (праздники) зелеными ветвями и яркими цветами украшались входы в дома В этом смысле интересен навес над парадным входом в дом по улице Тимирязева, 33 (рис 45) Своеобразны кронштейны навеса над парадной дверью по улице Плеханова, 8, где поддерживающая структура представляет собой пару силуэтных изображений птицы-грифона (рис. 46). Образная форма грифона известна по археологическим находкам времени скифов, наследниками культуры которых в определенной мере были и русы.                                                                                                     
Рис 44. Ул. Тимирязева, 41
На улицах Сызрани когда-то привлекали внимание и ворота-въезды на территорию усадьбы или двора. Ныне о таких воротах свидетельствуют только редкие остатки.
Представление об облике въезда во двор могут дать ворота дома по Некрасовскому переулку, 36. Не так давно на улице Набережной, 11 стояли ворота с общей крышей, под сенью которой на широком поле распорных досок между вереями (столбами) была красивая накладная резьба. Ее художественная форма ассоциировалась с арабесками Востока. Однако после недавнего ремонта все это, как резьба, так и крыша над ней, безвозвратно исчезло.
Рассмотренные примеры домовой резьбы дают основание сделать оценку и отметить положительные стороны творческой деятельности плотников в деревянном зодчестве города Сызрани.
Сохранившаяся пропильная резьба деревянных домов отражает сложившийся, устойчивый уровень художественной и технической культуры в деревянном строительстве города как до так и после пожара 1906 года.
Наглядность взаимовлияния в облике деревянных зданий отражает творческое содружество местных и пришлых русских мастеров плотницкого дела.
Мотивы резьбы и формы других декоративных элементов неизменно следовали за русскими традициями, резные узоры которых отражали окружающий реальный мир природы и практику русской архитектуры. Все это в определенной, мере находит подтверждение и в резьбе деревянной застройки сел правого берега Куйбышевской области.