Мы используем cookie. Во время посещения сайта МБУ "ЦБС городского округа Сызрань" вы соглашаетесь с тем,
что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Централизованная библиотечная система
городского округа Сызрань
Начало
Электронный каталог
RSS канал
Вконтакте

<<   Май 2020   >>

ПНВТСРЧТПТСБВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Как часто Вы посещаете сайт библиотеки?

1-2 раза в неделю
1-2 раза в месяц
раз в несколько месяцев



Всего голосов: 9
Результат опроса
Администрация г.о. Сызрань


Начало раздела > Краеведение > История

Казанский Собор Сызрани - памятник истории и архитектуры, центр культурной и православной жизни города
Шигонова Е. Казанский Собор Сызрани - памятник истории и архитектуры, центр культурной и православной жизни города. (К 125-летию Казанского Собора): Реферат ученицы 11-го класса  гимназии г. Сызрани / Е. Шигонова; Науч. руков. Е. Ю. Кажаева; Обл. научно-практ. конференция. - Самара, 1997.  - 30 с.
Казанский Собор Сызрани –памятник  истории и архитектуры, центр культурной и православной жизни города.
(К 125 – летию Казанского Собора)

Реферат  Е.Шигоновой  ученицы 11  ю кл. гимназии г.Сызрани.
Научный руководитель: учитель Кажаева  Елена Юрьевна.
Областная научно – практическая конференция



План

Введение                                                              

Глава I.  Из истории Православия г. Сызрани (1683- 1997гг.)                    

Глава 2. Православные монастыри, храмы, учебные заведения(Богослужебное место для православных верующих) 
Глава 3. Казанский Собор       
Указатель ссылок на источники и литературу        

Список использованных источников



 

ВВЕДЕНИЕ
         

Современный этап развития Российской государственности, процесс демократизации общества заставляет ученых, общественных деятелей, специалистов в разных областях культуры обратить внимание на непреходящие  вечные духовные ценности, внутренний мир человека, превратить Человека, его интересы, потребности, блага в эпицентр жизни общества и государства.
Государство все больше внимания уделяет истории (краеведению) и проблеме развития Российской глубинки,  не случайно 1997г. объявлен годом Провинции.
Возросшим вниманием общества к духовному миру человека, актуальностью и реальной возможностью заниматься данным исследованием объясняется выбор  автором темы реферата (а именно в 1997г. Казанскому кафедральному собору  исполняется 125 лет).
Собрав все возможные источники (газетные публикации, рукописи  А. Молчанова, воспоминания современников – очевидцев - старожилов города, сведения служителей церкви) автор ставит своей целью определить: роль, место и значение собора в истории города (как исторического и архитектурного памятника, как центра советской,   культурной и православной жизни горожан). В процессе исследования автор ставит перед собой задачи:
1. Проанализировать процесс развития Русской Православной Церкви на примере г. Сызрани.
2. Оценить  значимость Казанского кафедрального собора – центра Православия.
3.  Определить круг источников по проблеме.


               ГЛАВА I.                 

   Из истории Православия г. Сызрани.

1683 –1997гг.

В глубину веков уходит история Православия, распространившегося ныне почти во всех странах мира  и имеющего десятки миллионов последователей. Христианство приняло на Русь новые культурные    ценности. Через христианство Русь   стала знакомиться с книгой, с новой архитектурой (храмостроительством), знаменными распевами, своеобразным декоративно – прикладным искусством, иконой, смальтой, фреской – со всем тем, без чего не существует христианское богослужение.  Русь знакомилась с искусством, в котором превалировало   изображение человека. Оно, это искусство, несло с собой и новые нравственные ценности, имеющие общечеловеческое значение.
История Православия г. Сызрани берет истоки с 1683г, с момента основания самого города. Его первые жители принесли с собой православное вероисповедание. Начали основываться первые монастыри, церкви (Вознесенский монастырь, Новодевичий и др.)
Православная церковь проводила большую миссионерскую деятельность среди населения и, в частности, среди калмыков, издавна кочевавших на юго – восточных окраинах страны. Начав эту деятельность в XVII веке, она уже в следующем столетии достигла значительных успехов: некоторые рядовые калмыки, постигая истину, переходили из ламаизма в православие.
К сожалению, уже с конца XVIII   века,  на православную жизнь в Сызрани отрицательное влияние начал оказывать так называемый « церковный раскол», который развивал в людях  отчужденность, стремление  к уединению.
Такое положение отнюдь не радовало Православную Церковь Сызрани, которая, как и повсюду по стране, в союзе с самодержавием, оказывала большое влияние на все стороны жизни православного населения царской России.
Православное духовенство выполняло целый ряд государственных функций. В частности, проводило регистрацию рождений, браков, смертей, участвовало в судопроизводстве, приводило к церковной присяге.   Под опекой церкви находилась вся общественная жизнь. Богослужением сопровождалось открытие предприятий и учреждений, начало и завершение любого общественного мероприятия. Без соответствующего молебна не начинали сельскохозяйственные работы, не выгоняли скот на пастбище и прочее.
Русская Православная Церковь контролировала  учебно – воспитательный процесс во всех учебных заведениях.
Религиозно – церковным влиянием была пронизана вся личная жизнь православных жителей г. Сызрани. Рождался человек  - его несли в церковь крестить, там же его венчали, причащали, крестили его детей. К церкви обращались за благословением при постройке дома, рытье колодца и т.д.
«Общая численность населения Сызрани уже в 1773г. составляла около пяти тысяч человек, а православных в городе в разное время было от 70 до 80% от общей численности населения». (1)
 С 1907 г . в Сызрани активизировало свою деятельность местное отделение «Союза русского народа», посильное участие в его работе стало принимать и подавляющее число православного  духовенства. Члены союза отстаивали   идеи монархии.
«Великие испытания обрушились на  Русскую Православную Церковь в нашем городе, как и по всей стране, после 1917г. Многие служители культа и все те, кто остался верен Православию, были репрессированы. В 20-е – 30-е годы множество сызранцев,   верных Церкви, поплатились жизнью за свои убеждения».(2)
Рядовые православные  верующие, которых в городе до революции насчитывалось  несколько десятков тысяч, были сломлены репрессивным режимом, молчали, надеясь на лучшую жизнь. На компромиссы с властью шли неохотно.
Начавшаяся в 1941г. Великая Отечественная война, дала толчок духовному возрождению русского народа, который издавна чтил культ воина – освободителя.
«И  хотя в этот период отношение властей    к религии изменилось в положительную сторону (скорее всего это был тактический ход), борьба с религиозными убеждениями по-прежнему была жестокой. Многие верующие испытывали притеснения, «ломались», а некоторые не отказывались от своих взглядов.  Например, учительница физики одной из сызранских школ, постоянно посещала Казанский собор и впоследствии заявила своим «судьям», что она получает эстетическое наслаждение  в церкви» (3)
«В первые послевоенные годы тяга к    Православию в г. Сызрани еще больше возросла. Из отрывочных сведений, сохранившихся  в городском архиве, следует, что только за первые шесть месяцев 1948г. население Сызрани и окрестных сел приобрело а Казанском соборе огромное количество свечей (842),  икон, крестиков».(4)
В августе и сентябре 1948г. свыше 50 местных коммунистов крестили своих детей в церкви. Аналогичная ситуация наблюдалась    и  в 60-х – 80-х гг.
Многие сызранцы убедились на собственном опыте, что открыто придерживаться  православных обрядов и традиций  небезопасно, и делали это в тайне.  
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что еще до недавнего времени  жителей города пытались оградить от влияния русской православной церкви. Лишь в конце 80-х годов  верующие получили возможность открыто посещать церкви  и выражать свои духовные взгляды и воззрения.
Сегодня Русская  Православная Церковь  г. Сызрани активно ищет новые формы миротворческой деятельности, участвует во многих благотворительных акциях.  И сейчас уже никого не удивишь регулярными визитами православных служителей в учебные заведения города, их лекциями на сызранских мероприятиях, выступлениями в средствах массовой информации.
История Православия в г.Сызрани продолжается. Несомненно, что уже в ближайшие годы в нее будут вписаны новые, славные страницы…



                                    ГЛАВА  II

 

Православные монастыри, храмы, учебные заведения  (богослужебное место для православных верующих)

 

18 сентября 1683г. была подписана царская грамота, в которой говорилось «От царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавцев боярину нашему и воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому с товарыщи. Писали есте к нам, великим государям, что по нашему, великих государей, Указу город Сызран  со всякими земляными, и каменными, и деревянными   крепостьми сделали». (5)
«В процессе строительства города – крепости в Сызрань прибывали первые жители, среди которых были и священники, и монахи.  Среди них св. старец Кирилл, во многом, благодаря усилиям которого в 1685г. был основан первый в г. Сызрани мужской Вознесенский монастырь. Почти одновременно с ним  появились в окрестностях г. Сызрани владения трех московских монастырей, которые занимались распространением христианских вероучений среди населения».(6) Значительная часть всего, что наполняло жизнь прихожан слободы или слободки, была связана с храмом. В храме крестились, учились вере, молитве, грамоте, узнавали новости и обсуждали дела. Здесь знакомились, сближались, иной раз навсегда. Здесь обращались к богу с общей молитвой,  с общей надеждой на  временные и вечные блага, на земную и  небесную защиту. К храму сходились на празднества и торги, и возле  храма, на приходском кладбище находили вечный покой.
Тесная духовная связь прихожан с храмом определяла главное в их отношениях –  готовность помогать друг другу в деле спасения, в сохранении общего благочестия и трудолюбия.  Святым делом верующие считали строительство храмов.
 

Богородицкий женский монастырь.
 

Богородицкий женский монастырь был построен в 1695г. во имя  Пресвятой Богородицы и располагался в самом центре города при Казанской церкви, возведенной в 1689г.
В  1710г.   сызранский посадский человек Семен Ларионович Шлыгин построил в монастыре деревянную церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Тогда же монастырь был обнесен деревянною оградою.
В 1715г. С. Шлыгин построил теплую деревянную церковь  во имя Сергия Радонежского с приделом в честь Георгия Победоносца.
К сожалению, в большом пожаре 1728г. обе монастырские церкви, а также кельи и ограда, сгорели.
Однако  после пожара церкви начали восстанавливаться. В 1733 – 1734гг. был построен теплый деревянный храм, а в 1735 –1742гг.- холодный каменный во имя   иконы Казанской Божьей Матери. При чем строил их вновь С. Шлыгин, который к тому времени стал бургомистром Сызранского магистрата.
После пожара 1728г. пожертвования сызранских жителей в пользу церкви  уменьшились. Поэтому долгое время церковь не имела достаточного количества утвари, икон, соответствующего убранства.
В 1737г. на средства  посадского человека Дмитрия Исаева заново были отстроены кельи и деревянная ограда. Но согласно описи 1739г. Богородицкий женский монастырь располагался: «Одна каменная и одна деревянная церкви,16 настоятельских  и монастырских деревянных келий, школ и госпиталей не имеется. В монастыре –игуменья, 17 монахинь, 20 учениц, 2 попа,1 дьякон. Вотчин, земель и сенных покосов не было…»
В 1742г. монастырь вновь постиг разрушительный пожар. Сгорели 19 келий и  часть ограды.
Из-за отсутствия средств  несколько лет монастырь не отстраивали. Многие монашки ходили по миру.
В 1759г. на средства прихожан заложили в монастыре в добавление каменному храму в честь Казанской Богоматери другой каменный храм – во имя Сергия Радонежского. В первые три года строительство велось быстро, но затем было остановлено из-за смерти прихожан, финансировавших работы.
В 1764г.  Богородицкий монастырь был упразднен, всех монахинь перевели в Симбирско – Спасский монастырь.



              

    

 

 


Страницы: 1, 2, 3  След.


Распечатать Переслать

Вернуться назад




446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 92
тел. (846-4)98-70-54, факс (846-4)33-43-39
lib.syzran@rambler.ru
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: