Мы используем cookie. Во время посещения сайта МБУ "ЦБС городского округа Сызрань" вы соглашаетесь с тем,
что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Централизованная библиотечная система
городского округа Сызрань
Начало
Электронный каталог
RSS канал
Вконтакте

КНИГА НЕДЕЛИ

ПРОЧИТАНО
 




<<   Август 2022   >>

ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Что больше всего понравилось Вам в модельных библиотеках?

Новые книги
Мероприятия
Информационные ресурсы (НЭБ, НЭДБ, ЛитРес)
Интерьер (оформление, мебель, арт-объекты и др.)
Мультимедийное оборудование



Всего голосов: 8
Результат опроса


Начало раздела > Краеведение > История

Преображенская слобода: история, люди
Петряшин В. Преображенская слобода: история, люди: Краткий очерк истории . - Сызрань, 2005.  - 11 с.


  Владимир Петряшин

Преображенская слобода:

история, люди

(Краткий очерк истории)

 

Город Сызрань, или по-старому Сызран, основан в сентябре 1683 года. Такое название мы встречаем при издании картографического плана в качестве уездного города Симбирской губернии,  утвержденного Симбирским губернатором два столетия спустя,  22 февраля 1879 года. Он состоял, как и все города того времени, из территориально – административных частей – слобод, как их тогда называли. Одна их них Преображенская слобода (Засызран) возникла почти одновременно с основанием города.
         В реке Сызран водилось много рыбы. Земли в ее пойме были плодородными, заливные луга использовались под пастбища и огороды, а не заливные под пашни. Слобода стала называться Преображенской в честь построенной здесь деревянной церкви во имя Преображения Господня. На территории церкви до Х
VIII века находилось кладбище, границы которого, как показали землеройные работы в 60-х годах ХХ века, по Застенному переулку почти подходили к шоссе (ныне ул. Ленина).

                                                 Преображенская церковь (картина В.В. Петряшина)


        К концу первой половины ХIХ века в Преображенской слободе происходит административное деление на 4 улицы  и 4 переулка. Это улицы: Степанова (Первомайская), Куликовская (Ленина), Почтовая (Почтовая),  Потаеновская (Краснофлотская); переулки: Проходной (Проходной), Застенный (Застенный), Преображенский (Засызранский), Куроедовский (Колхозный). Название свое они получили по фамилии многочисленных семейств, крепких хозяйственников: Потайновых,  Куроедовых, Куликова И. (1820 г. рожд.) и его братьев, освободившихся в 1850 г. от крепостного  права. Улица Степанова долгое время, вплоть до советского, называлась барским концом, так как большинство жителей ее были крепостными уваровского помещика Степанова  И.,  несмотря на то, что многие из них меняли место жительства, названия улиц и переулков еще долго сохранялись. Так к началу 30-х г. ХХ века представители рода Куроедовых проживали в пер. Застенный, 22 и на ул. Первомайской, 23. Последние из  их поколения переехали в район Жареного бугра.
      В начале
XIX века широко применялась такая практика, когда помещики временно отпускали мастеровых людей в город под специальную расписку на так называемый отхожий промысел. За это они взимали определенный денежный оброк.
     В 1685 г. указом царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей, по челобитной старца Кирилла, был основан Вознесенский мужской монастырь. Тогда же территория за рекой Сызран в районе слободы и до границы с селом Уваровка была отдана в его владения. Эти земли возделывали монахи и крестьяне, приписанные к монастырю. Часть земель, в частности в районе  сегодняшней ул. Чкалова, сдавалась в аренду под сады, а другая, располагавшаяся на территории затопления   построенной по плану ГОЭРЛО в 1929 г. ГЭС – под посевы и огороды. За это с арендаторов в пользу монастыря  взималась плата в размере 3-х копеек за квадратную сажень. Гора получила название  Монастырской.  Это название сохранилось и до сих пор. Она была сплошь покрыта дубовым лесом. Лесником был житель Преображенской слободы Илья Захарович Архипов (ул. Степанова, 2).
     В
XIX веке здесь возникли дачи состоятельных горожан. В 1923 г. дачи были снесены. Подряд на эти работы и продажу с них лесоматериала получил поселившийся Засызраном Лука Жемков с сыновьями. В это же время в большей части был вырезан и дубовый лес. Молодая поросль, поднявшаяся на пустырях, была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны.
     Деревянную Преображенскую церковь (ул. Куликовская, 25)  снесли. На ее месте в 1873 г. по проекту архитектора Белякова  возвели  новую из красного кирпича. Построена  миром, т.е. за счет пожертвований. Но основную часть денежных средств на строительство и укрепление храма внесли сызранские купцы Д. Мясников и Д. Сысуев. Церковь, оштукатуренная снаружи, с каменной сторожкой, была обнесена оградой из белого камня с кованой орнаментальной решеткой вверху. По периметру ограды росла сирень вишневого и белого цвета. Освящение церкви произошло 23 декабря 1878 г. Снесена в 1934 – 1935 гг.
     Среди старожилов слободы следует отметить поселившегося в   1-й половине
XIX века на ул. Куликовская, 15 Рокотушина Степана. Уроженец д. Рокотушки Новоспасского района, Симбирской губернии от названия которой он получил свою фамилию. Откупился на волю с женой Марфой Аввакумовной, тремя сыновьями Никифором, Василием и Иваном.  Вместе с  сыном Никифором они наладили собственное кожевенное дело. Цех находился на территории приусадебного участка и граничил с нынешней ул. Чкалова. Со временем производство возросло, было нанято десяток работников. Мавра Аввакумовна слыла народной целительницей, лечила травами и народными средствами. После смерти Никифора (он умер в молодом возрасте) помощниками отца стали  средний и младший сыновья. Из-за доверчивости к случайным знакомым Степан попал в судебное разбирательство, обвинен и отправлен на каторжные работы. Нашлись «доброжелатели», посулившие пересмотреть дело за большие деньги, но так ничего и не сделали. Через несколько лет он был освобожден по амнистии, вернулся домой и нашел  дело в полном разорении. В тот же день отправился к тем самым «доброжелателям» выяснить обман, но оттуда его привезли мертвым. К этому времени младшего сына отправили в рекрутский набор. Вернулся со службы больным стариком. Сын Василий с женой понемногу восстановили хозяйство. Последний скончался в 1905 году. Их сын – Герасим Васильевич заведовал гужевым транспортом у мукомола Пережогина. Умер в 1922 году. Остались – дочь Наталья Герасимовна, сыновья Михаил (умер в 1933 г.) и Дмитрий (погиб  на фронте в 1941 г.).
     Население Засызрана в основном занималось огородничеством и садоводством. Кроме этого содержалось немало домашнего скота: коров, овец, коз. Традиции эти сохранились вплоть до 1958 – 1959 гг. Тогда по вечерам конные пастухи гоняли с лугов из-за Волги два больших стада.
     К началу ХХ века многие работали грузчиками и извозчиками на мельницах и пристанях. Были представители другого рода занятий и профессий: машинист паровоза Писарев Александр Петрович  (ул. Степанова, 60), ремесленник Куприян Алексеевич Сизов занимался переплетным  делом, имел при доме собственную мастерскую (пер. Застенный, 28).
     Было развито ремесло – корзиноплетение.  Продукция этих ремесленников – корзины, наряду с коробами пользовалась большим спросом как тара  не только в Сызрани, но и в других городах Поволжья.
     Торговали скотом. Особенно успешно дела шли у гуртовщика Харитонова Андрея Наумовича (пер. Застенный, 21) и Проломова Ераста (ул. Почтовая, 16).
     Как правило, в каждой профессии были целые семейные династии. Это братья Степановы, Ивановы (ул. Почтовая), Жульковы (ул. Потаеновская). Кузнецы: Иван и Василий Макаровы (пер. Застенный, 17), Гурьянов Степан (ул. Потаеновская), Харитонов Александр (ул. Куликовская, 23), Нахалов Иван. Особо признанным мастером считался Василий Иванович Макаров. Топор, кирка, грабли, изготовленные им, были в экспозиции существовавшего вплоть до Великой Отечественной войны в Петрограде музея народных мастеров. Кузницы располагались на берегу р. Сызран в конце Застенного  переулка. В них подковывали лошадей, изготавливали принадлежности для конных повозок, серпы, грабли и прочий сельхозинвентарь, а также строительный – накладки для ворот, щеколды, засовы  и двери для торговых лавок. Продукция продавалась при доме каждого мастера. Среди надворных построек была небольшая лавочка в виде деревянного или каменного строения с металлическим закроем окна наружу.
     Во время пожара 1906 г., когда выгорела  большая часть города, Засызран не пострадал. Река отсекла этот район от остального городского массива.
      Все ремесла пришли в упадок к концу 30-х годов, а начавшаяся Вторая мировая война, когда взрослое мужское  население  призвали в  армию, почти на нет свела эти занятия.
     После революции здесь появилась своя интеллигенция. Учителя: Екатерина Андреевна Харитонова (Гуськова) пер. Застенный 21, Анастасия Петровна Павлова (ул. Почтовая, 22); горный инженер Иван Максимович Бородачев (ул. Куликовская, 27).
     Улица Почтовая первоначальное название получила чисто номинально. Почта появилась здесь только перед Великой Отечественной войной в бывшем доме Ефимовых (Почтовая, 28). Организовали ее супруги Егор и Анна Шарохины. Они сами занимались доставкой корреспонденции населению, впоследствии появилась служба доставки денежных переводов. В 80-х годах почтовое отделение упразднили.

                                        Карта Засызрана (начало ХХ века, сост. В. Толкачев)

 В 1909 г. напротив Преображенской церкви по аналогичному проекту со школой №3 (ул. Макарова – сейчас Плеханова) была построена церковно-приходская школа №9 (впоследствии, уже при советской власти – это восьмилетняя школа №10).
     К этому же времени в слободе существовал водопровод с двумя деревянными будками для перекачки воды. Будочники отапливали их и включали воду. Первая находилась на пересечении Преображенского пер. и Потаеновской улицы, вторая – на углу ул. Куликовской и Образцовой. Просуществовали они до 1957 г. Около первой до 1937 г. стоял большой водонапорный бак, пожарная вышка. Рядом была пожарная часть с ручными помпами на конной тяге и конюшней с 7-ю лошадьми. На месте водопроводных будок впоследствии поставили водопроводные колонки.
     Последний настоятель Преображенской церкви священник  о. Иоан Гиляровский (в миру Иван Петрович) жил на ул. Куликовской, 21. Родился на западе России. После окончания духовной семинарии получил назначение в село Новая Рачейка. Через некоторое время был переведен в церковь Успения Божией Матери (на этом месте сейчас памятная Доска Героев Советского Союза), а оттуда в храм Засызрана. В 1928 г. переехал в другой  небольшой каменный дом,   ул. Потаеновская, 8. Здесь он прожил до 1934 г. За два года до кончины о. Иоан в церкви уже не служил, справлял обряды только частным образом. Похоронен он на Уваровском кладбище. В его прежнем доме, ул. Куликовская, 21  (с 1924 г.  ул. Ленина) с 1927 г. по 1936 были начальные классы   школы №10. А с 1936 по 1940 гг. было мужское общежитие,  впоследствии по 1985 г. там располагалась библиотека им. М. Горького с книгохранилищем и читальным залом, которая в 1986 г. переселилась в здание школы №10, по соседству с детско-юношеской спортивной школой. Библиотека, как культурно-просветительное учреждение всегда играла важную роль в жизни   Засызрана  и близлежащих – пос. Ворошилова и села Образцовое.
     Но вернемся к Гиляровскому. У него было  три сына и дочь. Один из сыновей о. Иоана  был ветеринарным врачом, умер молодым. Сын Николай Иванович, ученый – математик, профессор, автор учебника по прикладной механике, окончил Петербургский университет, продолжил учебу в Германии (Лейпциге). Перед Октябрьской революцией в составе эмигрантской группы вернулся в Россию. Преподавал в Ленинградском  пединституте им. Герцена. Скончался в 1942 г. во время эвакуации из блокадного Ленинграда.

                                

                                                                   Засызран в 50-е годы

Валерий Иванович окончил Московский университет, биологический факультет. Преподавал в сельхозинституте г. Москвы, затем работал в г. Пятигорске. В начале 30-х годов оба сына неоднократно  приезжали в родительский дом. Последний раз Валерий Иванович побывал на родине в 50-х годах и встречался со старожилами.  Вскоре он умер.
        Дочь Евлампия Ивановна окончила Московский университет, биологический факультет, как и Валерий Иванович. Была замужем за Павлом Петровичем Елизаровым, сыном управляющего до революции сызранским госбанком Павла Тимофеевича Елизарова.  Брат его Марк Тимофеевич – известный марксист и соратник В.И. Ленина. С осени 1941 г. до лета 1942 г. жила в эвакуации. Впоследствии работала в одной из московских школ преподавателем биологии. Ее муж умер в 1967 г., а она – вначале 70-х. Сын Дмитрий Павлович, 1915 г. рождения, преподавал в московском энергетическом  институте.
       Перед Великой Отечественной войной на Монгоре отмечены небольшие поселения. Лес сохранялся до начала войны, во время которой он был вырублен и использован ввиду нехватки топлива, под заготовку дров местным населением. В конце войны от былых дубрав ничего не осталось. В начале 50-х годов местные власти решили восстановить утраченный массив. Лесничество выделило  саженцы сосны, березы и некоторые виды кустарников. К работе были привлечены учащиеся и учителя местной  семилетней школы №10.

                                                                                 ул. Краснофлотская

В 1925 г. на ул. Краснофлотской, 33 был открыт филиал торгового кооператива «Муравей». В него входили три деревянных магазина: маленький – хлебный, второй – продуктовый, третий -  «Промтовары», расположенный по Засызранскому переулку. Первый закрыт в начале 60-х годов, два последних просуществовали до 1972 г.
         С 1940 и до 1967 гг. Засызраном издали можно было видеть деревянную вышку  с  деревянным колесом наверху и плоскостью сзади него. Это был водяной двигатель для перекачки воды. Принадлежал он Лосеву Александру Александровичу, проживавшему пер. Застенный, 11, 1879 г. рождения, выпускнику Сызранского реального училища, пчеловоду. В 1915 г.  за  участие  в городском конкурсе пчеловодов он как призер был награжден  Почетной грамотой и  ценным подарком того времени – овчинным тулупом.  Несколько позже аналогичное сооружение появилось на ул. Краснофлотской, 3.
          Через реку Сызран,  в пойме называемой  Кармановкой, по направлению к Спасской башне Кремля, существовал пешеходный мост. Весной, в ледоход, его сносило льдинами. Уровень воды после таяния льда и снега резко поднимался. Она затапливала прилегающую территорию и даже частично ул. Почтовую. Но были времена большого половодья – это 1926, 1928 годы, когда большая вода подходила к  Краснофлотской улице. Мост зачастую сносило. Жители переправлялись на  другой берег на лодках и плотах. Перевоз в эти годы осуществляли братья Жемковы. И только в начале 50-х  по реке Сызран стали ходить катера. Когда вода спадала, но река еще не вошла в свое первоначальное русло, лодочным перевозом промышляли и местные рыбаки. В частности, братья Иван, Дмитрий и Николай Автушенко (ул. Почтовая, 15).
         В 40-х годах
XIX века был открыт детский сад на    ул. Краснофлотской, на Монастырской горе появились первые улицы частного  сектора.
        В это же время в различных местах возникли парикмахерские, амбулатории, сапожные мастерские и другие службы бытового обслуживания. Последние из них просуществовали до 60-х годов. В мае 1952 г. на пруду ГЭС построили водно-лыжную базу (строительство вела бригада плотников Александра Николаевича Балдуева из РСУ бытового обслуживания) с вышкой для прыжков в воду, причалом для прогулочных шлюпок и пляжными грибками. В 60-е г. появились водные велосипеды. Летом здесь, по выходным дням,  организовывался массовый вид отдыха населения – массовки. Они были популярны среди жителей и гостей города. Трест столовых обеспечивал бесперебойную работу торговых палаток, буфетов с кондитерскими изделиями, прохладительными напитками, пивом. Зимой выдавались на прокат лыжи для прогулок по заснеженному лесу, устраивались соревнования.
          Впоследствии на территории пруда ГЭС проходили соревнования на мотоциклах – мотогонки.
        С 1956 г. склон Монастырской горы начал стихийно  застраиваться. Появилась ул. Гражданская, а так же выросло большое количество домов на улицах, расположенных выше по склону.
         На месте  Преображенской церкви до 1959 г. был пустырь. В августе того же года здесь построили кинотеатр «Дружба» на 300 мест. Первым фильмом, который демонстрировался на экране кинотеатра, был «Первый день мира». Кинотеатр долгое время, наряду с библиотекой им. М. Горького, оставался одним из просветительских центров и местом культурного проведения досуга жителей Засызрана и находящегося рядом пос. им. Ворошилова. В дни зимних и летних каникул вниманию юных зрителей был представлен громадный репертуар детско-юношеских фильмов, имеющих большое воспитательное значение. Зал, как правило, был переполнен. В фойе работал буфет и лавки книготорга. Здесь продавалась детская литература и открытки. После просмотра фильмов устраивались зрительские конференции, обсуждение новых фильмов. Функционировал он до лета 1987 г. и был закрыт из-за нерентабельности. Впоследствии в нем разместился филиал ДЮСШ №3.
       В школе № 10 по весенним международным праздникам и в дни выборов выступали коллективы художественной самодеятельности завода пищевых концентратов и №136. Жизнь кипела.
       В 1960 г.  построена на ул. Образцовской, действующая до сих пор, восьмилетняя  школа № 11.
     В 1964 г. на Монастырской горе, в конце Соцгородка (строили пленные немцы в годы войны) был заложен фундамент первых корпусов центральной городской больницы. От нее, в  сторону с. Уваровки, в конце 60-х г. началось активное строительство многоквартирных жилых домов, положившее начало новому микрорайону – Юго-Западному – Монгоре.

     В прежние времена Засызран, как один из старейших районов города, застраивался в духе времени. Два двухэтажных дома принадлежали купцу Серову. Одно – это здание, в котором потом размещалась фабрика «Промвалобувь» (оно не сохранилось), другое – особняк в совхозе «Комсомолец».

                                                               Улицы Засызрана до сноса

       Оригинальным архитектурным образцом деревянного зодчества конца Х1Х - начала ХХ века существующим поныне можно назвать двухэтажный дом с мезонином бывшего владельца Волкова (пер. Застенный, 38). Среди домов того же периода сохранились дома: Харитонова Андрея (пер. Застенный, 21), бывших владельцев Проломовых (ул. Краснофлотская, 22) и Макарова И.И. (пер. Застенный, 17), дом Харабровых (пер. Засызранский, 16), Писаревых (ул. Первомайская, 60), Родионовых (ул. Первомайская, 45), Алексеевых (ул. Ленина, 39), Крашенинниковых (ул. Ленина, 34), Семихохлова Сергея Акимовича, каменных дел мастера (ул. Краснофлотская, 47), он славился до революции, как мастер печных кладок и склепов в Вознесенском монастыре. Далее можно назвать дом бывших владельцев Зелениных, на первом этаже которого был кабак (ул. Краснофлотская, 49), дом Поповых (пер. Колхозный, 20), Аржановых (Почтовая, 60). В зону затопления Саратовского водохранилища попал ряд домов и по пер. Застенному, ул. Речной, Почтовой. Это были дома, как правило, деревянные с каменным низом. Под снос попали строения: двухэтажный дом Чирковой, бывший постоялый двор (Почтовая, 9); двухэтажный дом владельцев мелкой лавки Капиных (Почтовая, 11); одноэтажный, с металлическими закроями на улицу, модистки Харитоновой Екатерины Фроловны (Почтовая, 13); двухэтажный, с ажурной резьбой и балконом в чердачной части дома, мещанки Марии Михайловны Петровой (Почтовая, 20); двухэтажный дом Рожковых и другие.
      Незаметно проходят десятилетия, в вихре сменяющихся событий и эпох уходят из жизни люди. В результате бездумной реконструкции домов, частных и общественных зданий до неузнаваемости меняется облик целых районов. Сохранить самобытность архитектуры для будущих поколений государственная задача руководителей области и города. Наглядный положительный пример последних лет – города Ульяновск и Пенза.

                               В.В. Петряшин на презентации фотостендов «Преображенская 
                                                     слобода: история, люди» в библиотеке-филиале № 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.


Распечатать Переслать

Вернуться назад









  
   
 
  
 
  
 



 
      


   
 
 
 

    
 

446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 92
тел. (846-4)98-70-54, факс (846-4)33-43-39
lib.syzran@yandex.ru
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: