По сложившейся традиции экспозиция
под одним названием разместилась одновременно на двух площадках – в библиотеке
и в галерее «Наследие» Александра Макарова. И в каждом выставочном зале
прослеживается творческий путь художника от его детских работ до самых
последних. Но и этими полотнами отнюдь не исчерпывается художественное наследие
Виктора Тайдакова! Его картины, этюды, рисунки имеются во многих музейных и
частных коллекциях. И, конечно же, бережно хранятся в семейном фонде.
![](http://lib2.syzran.ru/images/all/taiadakov_24.PNG)
Церемония открытия
вылились в задушевную встречу друзей, коллег по цеху, почитателей таланта
мастера. Многие говорили о том, что Виктор Илларионович был необыкновенно
добрым, домашним человеком. Где бы он ни появлялся, создавал вокруг себя
атмосферу уюта и тепла. Его вид с бородкой и сладости, которыми он непременно
угощал собеседников, напоминали образ деда Мороза: щедрого, немного
загадочного, со смешинкой в глазах. Именно Виктор Тайдаков ратовал за сплочение
художественного сообщества города. Вместе с Александром Макаровым они создали
студию «Творчество». А уже после кончины Виктора Илларионовича была воплощена
его мечта – был учрежден Союз художников
Сызрани.
У Тайдакова многому
можно было поучиться. И прежде всего неспешности, созерцательности, глубине
восприятия окружающего мира. Младший брат Юрий Илларионович делится своими
воспоминаниями:
- Ехали мы как-то с
Виктором на машине из Самары. И после плотины ГЭС он восклицает: «Останови!».
Думаю, может, плохо ему стало? Укачало… А он вышел и минут 15 неподвижно
вглядывался в состояние атмосферы. После грозы хмарь уступала место
просветлению. И он впитывал в себя это состояние природы. Через несколько дней
появилась живописная картина «Жигулевский заповедник».
Как настоящий
профессионал, окончивший изостудию Дворца пионеров (его учителем здесь был
Александр Иванович Гурюшкин) и Пензенское художественное училище им. К.
Савицкого, Виктор Тайдаков проявил себя в разных техниках, жанрах. В том числе
участвовал в коллективной работе по подготовке мозаичного полотна на фасаде
Дворца пионеров (ул. Ульяновская, 145). Но большинство искусствоведов,
художников и поклонников отмечают его непревзойденные акварели. За кажущейся
легкостью скрывается мастерство, тонкая душевная организация личности,
интуиция. Объединенные в одном человеке все эти качества рождают шедевры.
Часть экспозиции
включает алтайскую серию работ, написанную им в 70-е годы, сразу же по окончании
училища. Тогда его распределили в город Зыряновск (Восточный Казахстан). Как
отмечает художник и искусствовед Нина Белякова, начальный период его творчества
отличает обобщенная манера письма. Позднее у него появляется детализация,
дотошная разработка темы. По мнению Н. Беляковой, Виктор Илларионович был также
и мастером композиции. При этом выбирал нетривиальные ракурсы. Например,
изображал сюжет с верхней точки, будто он парил над пространством.
Наталья Зоткина,
председатель городского Общества Рерихов, поделилась воспоминаниями о совместной
работе с Тайдаковым при организации двух его выставок. Несмотря на кажущуюся
мягкость, в принципиальных вопросах мастер проявлял твердость, доказывал
верность своих суждений.
Общественный деятель
Татьяна Дегтяренко, знавшая художника с его юных лет, рассказала о том, что
горком комсомола помог организовать во Дворце пионеров первую публичную
выставку Виктора, когда тот был еще 19-летним студентом.
На встрече много
говорили о семье Виктора и Юрия Тайдаковых, их родителях – замечательных
педагогах, многие десятилетия своего труда, посвятившие воспитанию
подрастающего поколения. Но что немаловажно, и своих собственных сыновей они
вырастили достойнейшими гражданами своей страны.
Виктор Тайдаков
самозабвенно любил Сызранский край, отражал его в работах до последнего своего
дыхания… Коллегам-художникам он оставил завет: «Любите Душой, пишите Душой, и
тогда найдется сопереживающая Вам через картину, этюд, рисунок Душа зрителя, и
от этого сопереживания Вы станете мудрее, богаче, добрее».
Выступления солистов Центра музыкального искусства и
культуры Елены Панкратовой (фортепиано), Николая Полякова (вокал, концертмейстер
Екатерина Потапкина) очень удачно поддержали необыкновенную атмосферу
вернисажа: теплую, дружескую, с легкой светлой грустью.
28 июня 2024, 15.31 |