Эту коллекцию, состоящую из 38
экспонатов, собрал и большую ее часть выполнил собственными руками курсовой
офицер, преподаватель специального факультета филиала ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф.
Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» капитан Дмитрий Акимов.
Но вначале несколько слов посвятим
самому празднику. Совсем недавно – с 2015 года – он стал именоваться именно
так: День Воздушно-космических сил
Российской Федерации. Это связано с тем, что Военно-воздушные силы вошли
в состав только что созданного вида вооруженных сил – ВКС.
День авиации, будем называть традиционно,
отмечается 12 августа. В этот
день в 1912 году была создана первая авиационная часть при Главном управлении
Генштаба Российской Империи. Авиация вообще, а военная в частности,
только-только появилась и искала свое место и свое применение. В 1933 году был
учрежден Всесоюзный день авиации с фиксированной датой – 18 августа. А уже в 1980-м
этот праздник привязали к третьему воскресенью августа. Ныне он называется День
Воздушного Флота России. Поэтому 12 августа мы отпраздновали День ВКС. А 20 августа еще раз поздравим авиаторов с их
профессиональным торжеством!
Тем временем в ЦБ им. Е. И. Аркадьева,
несмотря на жару, было весьма многолюдно! Курсанты, слушатели специального
факультета, гражданские лица собрались, чтобы услышать интересный рассказ,
сопровождающийся показом моделей самолетов, о развитии советской военной
авиатехники. Дмитрий Леонидович Акимов показал себя и глубоким знатоком темы, и
великолепным рассказчиком.

- А знаете, почему я решил организовать
показ этой экспозиции? – сразу же заинтриговал слушателей коллекционер. –
Современный кинематограф допускает много неточностей и даже грубых ошибок,
освещая те или эпизоды Великой Отечественной войны. И знающему человеку нелегко
перенести такие вольности творческих людей. Это и фильм «Крылья над Берлином»
(о бомбардировках Берлина советскими летчиками в первые месяцы войны), и
популярный сериал «Истребители»… Так, в «Истребителях» показывают, мол, необученные
пилоты управляют «летающими гробами».
Вместе с тем, самый массовый истребитель Советского Союза И-16 по своим
летно-техническим данным был сравним с ранними версиями немецких Bf-109.
Великая Отечественная война как часть
Второй мировой привела к жесткой конкуренции технологий. К ее началу СССР стала
одной из передовых авиационных держав. И далее капитан Акимов последовательно
развивал эту мысль. Советская наука и индустриализация в 30-е годы XX века позволили создать передовые
воздушные машины ТБ-1, ТБ-3, И-5, И-15, И-16, Р-5 и многие другие – как
строевые, так и экспериментальные самолеты. При этом уже упомянутый выше И-16 стал
первым в мире самолетом с убираемым шасси. А аналогов тяжелых бомбардировщиков
до 1935 года в других странах даже не создавалось.
К началу Великой Отечественной войны на
вооружение советской авиации стали поступать новейшие образцы самолетов, такие
как истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Су-2,
Пе-2, ТБ-7, автожиры А-7.
Постулат об отсталости советской авиации
разрушается тем фактом, что самолет ЛаГГ-3, сделанный из «дельта-древесины» был,
по сути, первым в мире самолетом, произведенным из композитных материалов, он
входил в состав только гвардейских истребительных полков. Одним из лучших
самолетов Второй мировой войны, по мнению летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман»,
был советский самолет Як-3. В те годы проходила модернизация и разработка новых
типов самолетов, которые в конечном итоге принесли победу над Люфтваффе и
авиацией Японской императорской армии.
Настоящая выставка для наглядности
демонстрирует модели самолеты в одинаковом масштабе – 1/72. Вниманию посетителей
представлены модели некоторых самолетов, принесших на своих крыльях Великую Победу.
Бомбардировщики: ТБ-7, ДБ-3Т, СБ-2, Ер-2, Пе-2, Ту-2, Су-2, У-2 (По-2),
легендарные штурмовики Ил-2 (в их изготовлении
принимали участие и сызранцы). Истребители: И-153, И-16, Як-1, Як-3,
Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, МиГ-3. А также транспортный Г-1 (ТБ-1), автожир
А-7, экспериментальный реактивный самолет Би-1.
Выставка будет работать до 10 октября 2023
г. Вход свободный.
Фото:
Елена Мочалова
|